Изюмский шлях: дорога, по которой на Руси приходило горе

После распада Орды на отдельные ханства, затишье на Руси не наступило – с востока и с юга страну по-прежнему окружали враждебные племена кочевников, а на ее территорию то и дело совершали набеги ногайские ордынцы, беспокоили астраханцы, но больше всего горя ей доставили жители Крымского ханства – татары, прямые потомки монгольских завоевателей. Правила крымскими татарами династия ханов Гиреев, которые гордились тем, что имели в предках Чингисхана. Ханство быстро попало в зависимость от Оманской империи и платило туркам дань, собирая их с окрестных земель – золотом, товаром, а главное – рабами и рабынями. Вот за этим товаром татары и совершали набеги на Киев, на Польшу и на Русь. Вся территория от крымского Перекопа до самой Тулы была покрыта множеством дорог, которые по-украински назывались шляхами или сакмами. Эти дороги еще называли татарскими, и главными из них были две – Муравский шлях и Кальмиусский шлях. Они шли по степи по водоразделам, минуя глубокие балки, и были прекрасно заметны по земляным гребням, которые появлялись по сторонам дороги, когда татарские кони выбивали копытами степную землю. Ширина шляхов составляла от 40 до 60 метров, а глубиной они были «до колена человеку». По преданиям, шляхи были выбиты монгольскими войсками еще в XIII веке, когда орды Бату-хана шли завоевывать Европу. Изюмский шлях – территория страха Но самой излюбленной дорогой кочевников стал Изюмский шлях, – ведь на всем его протяжении, начиная от брода через Северский Донец, не было больше ни одной реки, а значит, передвигаться по нему можно было очень быстро. Может показаться, что Изюмский шлях был назван в честь города Изюм, мимо которого он проходит на юге, но на самом деле он появился гораздо раньше: первые упоминания шляха появляются в летописях в 1571 году. «Дорога горя» брала начало в верховьях речки Ораш на левом берегу Днепра, а потом шла через Изюмский брод Северского Донецка между реками Северский Донец и Оскол на север, чтобы недалеко от одноименного города влиться в Муравский шлях. Если Муравский шлях использовали только Крымские татары, а Кальмиусский – ногайцы, то по Изюмскому шляху ходили и те, и другие. И набеги их начались задолго до падения Золотой Орды. Никоновская летопись свидетельствовала, что осенью 1482 года на Русь по татарским шляхам пришел Менгли-Гирей – он «град Киев взя и огнем сожже,… а оного полону бесчисленно взя, и землю Киевскую учиниша пусту…» Псковская летопись дополняет картину упадка: «по всем волостям мужи и жены, и дети множество пленивше, сведоша в Орду, и от Киева защед плени рускых порубежных городов 11 и много зла створиши, отъидеше». В 1492 году крымские ордынцы наголову разбили армию водовод Колтовского и Сидорова. В 1501 году хан Шейх-Ахмет взял Рыльск и Новгород-Северский, разорил Брянск и Стародуб. После распада Золотой орды и вовсе начался длительный период войн между Крымским ханством и государством Российским, а татары начали ходить по Изюмскому шляху многотысячными ордами. Степная окраина Руси превратилась в территорию страха. Например, в «Разрядной книге 1475–1605 годов» встречается послание от князя Ивана Шуйского, который прислал в Москву голову Григория Коробьина с известием о том, что от Северского Донца идет огромное татарское войско: «а по сакме сметил тысяч с тридцать». Дикое поле Французский картограф Гийом де Боплан, который служил в Литве, писал в воспоминаниях, что кочевники ходили в набеги налегке, каждый на своей лошади, но нередко захватывали с собой еще и запасную – для награбленного. Лошади были покрыты шкурами или грубыми попонами, татары были вооружены луками и саблями и брали с собой минимум вещей: огниво для костра, а главное, веревки для связывания рабов – эта часть добычи называлась ясырем. Часть рабов отдавали хану, часть османам, остальных – продавали на рынках Крыма: это и была основа экономики ханства. По приблизительным подсчетам через невольничьи рынки полуострова прошло не менее 3 000 000 рабов. Если баран стоил всего 20 акче, то цена женщины достигала 600 акче, а крепкого мужчины – 900 акче. Французский наёмник Жак Маржерет, который с 1600 года был на службе у Российского государства, указывал, что всего в пятистах верстах от столицы страна была практически необитаема, за исключением нескольких городков. Он замечал. Что земля здесь была плодородна, но обрабатывать её было некому. Местные жители сеяли посевы в непосредственной близости от городов. А географ Юрий Георгиевич Чендев в статье «Татарские шляхи в географическом ландшафте» указывает, что даже после того, как в конце XVIII века татарские набеги прекратились, еще полвека никто не отваживался обрабатывать землю вблизи этих дорог. Защищались, как могли Чтобы защититься от татар, русские с 1571 года выжигали степи, с намерением лишить татарских лошадей корма и остановить вторжения. Этим, например, в 1647 году занимался воевода Валуйский. Осенью с сентября по октябрь, пока не начались затяжные дожди, группы всадников под предводительством «боярских детей» выжигали степи с востока и с юга от Валуек. Поджоги степи продолжались плоть до первой трети XVIII столетия. В конце XVII века для защиты от татар была возведена Изюмская черта – оборонительная линия, которая проходила по территории современных Белгородской и Харьковской областей. Изюмская черта представляла из себя череду укрепленных гарнизонов, крепостей, оборонительных валов, которые строились из земли и бревен, и засечных черт – сооружений из рвов и поваленных перед ними деревьев. Кроме Изюмской черты были возведены Перекопский и Палатовский валы. Изюминская черта проходила от городка Коломака, через Высокополье, Новый Перекоп, Змиев, Лиман, Изюм до Острополья и Валуйков и завершалась на речке Тихая Сосна. Набеги татар прекратились, а Изюмский шлях перестал быть «дорогой горя» только в конце XVIII века, когда Екатерина Великая присоединила Крым к Российской империи. Население Крыма к этому времени составляло 3 000 000 человек.

Изюмский шлях: дорога, по которой на Руси приходило горе
© Кириллица