От звезды и до воды. В чем смысл рождественских и крещенских традиций

Отчего большевики были против ёлок? Поощряет ли православная церковь святочные гадания? Об этом «АиФ-НН» рассказал директор мультимедийного парка «Россия - моя история», проректор по учебной работе Нижегородской духовной семинарии, кандидат философских наук Даниил Семикопов. Ель раздора Злата Медушевская, «Аиф-НН»: Даниил Викторович, вся страна шумно отпраздновала Новый год. Сегодня этот праздник - часть культурной традиции русского народа. Всегда ли так было? Даниил Семикопов: Царь Пётр I перевёл Россию на европейский грегорианский календарь и летоисчисление от Рождества Христова. После этого новолетие, или Новый год, стали отмечать на западный манер 1 января. До этого было церковное новолетие, по юлианскому календарю оно выпадает на 1 сентября. Эта дата в традиционном средневековом обществе никогда не отмечалась, поскольку все праздники были связаны с православным календарём. Но появилось светское общество, и в нём стали отмечать светские даты. - То есть ёлки в избах крестьяне не ставили? - Ёлки как один из символов Рождества Христова также появились в России при Петре I. Это немецкая, даже лютеранская традиция, которая прижилась в больших городах. Украшать елью свой дом - вне народных обычаев. Пышные торжества с рождественским деревом были доступны только высшим слоям общества. Это обусловлено, например, тем, что раньше ёлку наряжали не игрушками, а конфетами, пряниками, булочками, фруктами. Ребята водили вокруг ёлки хороводы, потом снимали сладкие подарки и уносили с собой. Такая роскошь простым людям была не по карману. Для наших предков сосредоточением духа Рождества была праздничная литургия. Все православные люди обязательно посещали храм и вспоминали евангельскую историю воплощения в земную жизнь Спасителя. Кстати, в 1990-е годы появилась информация, что Ленин якобы отменил широкие детские праздники с ёлками. Однако Владимир Ильич при всей своей политической кровожадности в бытовом плане был человеком сентиментальным, любящим детей. Он не был против таких торжеств, но на них приглашались только ребята из пролетарских семей - в противовес обычаю царского строя. На самом деле торжественные мероприятия с ёлками запрещали в 1915-1916 годах при Николае II из-за лютеранских корней традиции (Россия тогда находилась в состоянии войны с Германией). С 1926 года большевики развернули кампанию против мещанства и мелкобуржуазных привычек и наряжать ёлки запретили даже дома. Запрет снял Сталин в 1935 году. - В наши дни в церквях служат новогодние молебны, литургии. Как относиться к этому явлению, если Новый год - светский праздник? - Если находишься в культурно-историческом потоке, всё равно приходится меняться. Церковь блюдёт традиции, но в ХХI веке она не такая, как в XVIII. Современные православные люди хоть как-то настроены отметить Новый год, и церковь идёт навстречу пастве. Например, на нынешний Новый год я смотрел специальный вечер на одном из православных телеканалов. Киркорова с Басковым там не было, а звучали православные песнопения, рассказы о благотворительности. И вместе с тем присутствовал некий элемент торжественности. Пошёл в баню - Дни от Рождества до Крещения называют святками. Их до сих пор наделяют таинственным, волшебным смыслом. Это наследие языческих времён? - Святочные гадания по происхождению действительно скорее языческие. Хотя если мы говорим о язычестве восточных славян, у нас нет точного представления о системе их богов и верований, потому что не осталось никаких письменных источников: календарей, молитвословов, описаний обрядов. До нас дошла только народная культура, но она веками христианизировалась. Конечно, любое гадание - это магические ритуалы, которые церковью всегда осуждались. Не случайно при их исполнении надо было где-то крест снять или в баню пойти... - Что не так с баней? - В народной традиции изначально это место нечистое, неосвящённое. Выражаясь современным языком, его считали неким порталом, где человек контактирует с инфернальным. Не просто так бани раньше стояли на окраинах деревень. В языческой мифологии высшие боги «не выжили». От них остались только имена, и мы достоверно не знаем, какой бог за что отвечал. А вот низшая демонология вся сохранилась - домовые, лешие, банники, кикиморы. В крестьянском быту они присутствовали, и человек намеренно выходил за освящённое церковью пространство, чтобы узнать у этих инфернальных существ, скажем, имя суженого. Например - в баню. - Почему православная церковь в принципе против того, чтобы человек узнал своё будущее? - Православное церковное учение говорит, что наше будущее определяет только бог, и мы не можем им управлять при помощи каких-то магических ритуалов. Но будущее господь может изменить по искренним молитвам человека. Путь земной всегда складывается из взаимодействия воли человеческой и божественной. Фатум, рок - церковь против таких стереотипов... - Откуда тогда у людей неистребимая вера в магию? - Я считаю, что это разочарование после эпохи Просвещения. Тогда считалось, что человек способен воспринимать мир только через призму научных знаний. Сказывается и многолетний запрет на магию в советский период. В дореволюционной России крестьяне верили в кикимор и леших, а в 1980-е годы интеллигенция «изобрела» НЛО, снежного человека и прочее как альтернативу этой низшей демонологии. Как только борьба с магическим ослабевает, всё это вновь появляется в нашей жизни, только в новом обличии. Купаться только для здоровья - Скоро весь православный мир отметит Крещение. Люди будут окунаться в прорубь, несмотря на мороз. С чем связана такая церковная традиция? - Обязательной церковной традиции окунаться на Крещение в прорубь просто не существует. Раньше в деревнях купели в форме креста прорубали, чтобы после чина освящения люди могли набрать оттуда крещенской воды. Крещение Господне - прежде всего праздник богоявления. Этот евангельский сюжет важен тем, что во время крещения Иисуса Христа впервые является троица как символ православной веры. Если вы не окунётесь в ледяную воду, то не нарушите никаких церковных уставов. И, конечно, решайтесь на этот поступок только трезвыми и при условии, что у вас нет тяжёлых хронических заболеваний. - Обладает ли крещенская вода какой-то особенной силой? - Крещенская вода освящается особым чином великой агиасмы. После этого она наделена особым статусом и в дальнейшем используется в церковных обрядах. Но у крещенской воды нет особенных физико-химических свойств. Любой освящённый предмет «работает» только во взаимодействии с человеком. И если мы верим, что бог подаёт нам помощь через крещенскую воду, надо относиться к ней как к святыне, но не как к лекарству от всех болезней.