"Российская летопись". Похороны анархиста князя Кропоткина

Тринадцатого февраля 1921 года в Москве прошли похороны князя Петра Алексеевича Кропоткина, ученого и одного из теоретиков анархокоммунизма. В связи с ним вспоминается любопытный пассаж публициста Ивана Солоневича: "С точки зрения материализма вообще, а марксизма – в частности, непонятна ни разница в судьбах отдельных людей, ни разница в судьбах отдельных народов. В самом деле: почему все князья Кропоткины были как князья – служили, получали чины и прочее, – а два брата, Александр и Петр Александровичи, пошли в революцию: первый застрелился в ссылке, второй стал отцом русского анархизма. Почему графы Толстые были как графы, служили, получали чины и числились в рядах крайних реакционеров, – а Лев Толстой начал проповедовать свой псевдохристианский анархизм? Почему сверстники Михайло Ломоносова так до конца дней своих ловили и возили рыбу, не стремясь ни к каким наукам и академиям? Почему из миллионов людей – один рождается гением, несколько – талантами, большинство – средне-разумными людьми и какое-то меньшинство – неудачниками, несмышленышами, лодырями или идиотами? И почему – у разных народов эти проценты распределены столь неравномерно?". Действительно, почему? Кое-что об идеях Кропоткина. Он считал, что причина неудачи всех революций – в угнетении личности. И это распространялось на всякое инакомыслие, на подавление даже своих единомышленников. Поэтому государство – это аппарат подавления, "генератор насилия", и оно должно быть уничтожено. Да, действительно. Но... гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Почему-то Кропоткин не подумал, что такое анархическое антигосударство долго не протянет – его в один миг "слопают" более расторопные соседние квазигосударства. В данном случае я полностью согласен с философом Н.А. Бердяевым, который говорил: государство создается не для того, чтобы обеспечить рай на земле, а для того, чтобы не допустить на земле ада. С этим утверждением не поспоришь. Гроб с телом покойного князя был установлен для прощания в Колонном зале Дома Союзов. Именно с похорон Кропоткина началась советская традиция прощания с усопшими вождями в этом зале. Говорили, что в день похорон из московских тюрем под честное слово были выпущены все содержавшиеся в них анархисты. Но это не более чем легенда. Дочь Кропоткина и вправду направила письмо Ленину и Дзержинскому с просьбой об освобождении анархистов из тюрьмы на Лубянке хотя бы на несколько часов. Но выпустили только семерых, под честное слово. Да и то после ультиматума дочери главного анархиста, что все коммунистические венки будут сняты с гроба Кропоткина. В то время международное анархическое движение было очень сильным. И большевикам приходилось с этим считаться. Этим можно объяснить и существование в течение ряда лет в Москве музея Кропоткина. Равно как и присвоение в Москве его имени улице, набережной, переулку и даже станции метрополитена. Впрочем, семерых выпущенных на похороны Кропоткина анархистов предупредили, что если они нарушат свое слово, то будут арестованы в качестве заложников студенты-анархисты, которых было тогда немало. Траурное шествие прошло пол-Москвы: от Охотного ряда до Новодевичьего кладбища. В последний раз можно было увидеть такое количество знамен и лозунгов анархистов, эсеров и других идейных противников большевиков. После поминок выпущенные из тюрьмы анархисты вернулись на Лубянку. В этом выпуске вы также услышите: – Россия в Первой мировой войне. – Принцесса Фике. – Новгородский Софийский собор. Слушайте полную версию программы: