Выставка «Большое в малом. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в филумении»

15 февраля 2019 года в 15-00 часов Музей обороны Москвы приглашает на открытие выставки «Большое в малом. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в филумении», организованной и подготовленной на основе коллекций Московского клуба филуменистов «Сувенир» и Музея спички. Выставка расскажет об истории спички и о том, как были отражены события военных лет в спичечной промышленности СССР. Посетители музея смогут познакомиться с сериями спичечных этикеток и наборов, посвященных теме Великой Отечественной войны: Брестская крепость, Города–герои, юбилейные спичечные наборы к памятным датам Победы. Тема Великой Отечественной войны – крупнейшего и важнейшего события в XX веке для всех жителей СССР и современной России нашла широкое отражение в филумении. Первые спичечные коробки с военной тематикой были выпущены в начале войны, а рисунки и надписи на них по художественному воплощению были близки к плакату. Спичечные этикетки призывали к храбрости и бдительности, воспитывали ненависть к врагу, давали уверенность в победе. Помимо спичечных этикеток в филумении ценятся и сами спички. Перед спичечной промышленностью в годы войны было поставлена задача не только увеличить количество выпускаемых спичек, но и разработать новые их виды, полезные в боевых условиях. Так Московская экспериментальная спичечная фабрика наладила выпуск сигнальных спичек, горевших красным, зеленым или белым цветом. Для подрывников и саперов выпускались специальные спички, которые не гасли на ветру и загорались даже отсыревшими. Уникальные спички-запалы позволяли производить термитную сварку телефонно-телеграфных проводов. На заводе была разработана и изготовлена спичка, которая применялась для воспламенения жидкости в бутылках с зажигательной смесью. В годы Великой Отечественной войны спичка выполняла скромную, но важную на фронте и в тылу работу: давала свет и горячую пищу, зажигала печки-буржуйки, была незаменимым инструментом для саперов и диверсантов. В то же время спичечные этикетки использовались для наглядной агитации, поднятия боевого духа жителей Советского Союза. В послевоенные годы большими тиражами выпускались наборы, посвященные героям войны, их подвигам, полководцам, городам-героям, наградам, наборы с изображениями агитационных плакатов времен Великой Отечественной войны. В настоящее время спичечные фабрики продолжают выпуск спичечных наборов и коробков с изображениями, посвященными Великой Отечественной войне. Место проведения: Музей обороны Москвы, конференц-зал. Время проведения: 15 февраля – 28 февраля 2019 года. СПРАВКА: Филумения – коллекционирование, изучение, систематизация спичечных этикеток, коробков, спичек и других предметов, связанных со спичками появилась, а затем получила широкое распространение с развитием спичечной промышленности в XIX веке. Является одним из старейших видов коллекционирования. Спичечная этикета – неотъемлемая часть спичечного коробка и основной объект коллекционирования в филумении. В СССР спички, как массовый продукт, служили для просветительских целей, использовались как средство наглядной агитации, а в оформлении спичечной этикетки часто принимали участие известные художники.

Выставка «Большое в малом. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в филумении»
© Управа Тропарево-Никулино