Чем покоряют зрителей русские иконы XVII века

Открыть для себя искусство великого возрождения иконы, которое формировалось параллельно с новым этапом каменного строительства на Руси, предлагает посетителям выставка "Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы". Ее премьера в белорусской столице состоится в третьей декаде марта, сообщает БЕЛТА со ссылкой на руководителя отделом художественного музея Беларуси Елену Карпенко. Искусство, по мнению экспертов, не только зеркало нравов, но и зеркало духовности, зеркало благочестия. И на выставке в Минске в этом можно будет убедиться в очередной раз, оценивая красоту и выразительность 39 работ прошедшей эпохи. Иконопись этого времени, полагает музейный специалист, завершает многовековую историю развития древнерусского искусства и стоит в преддверии реалистической живописи Нового времени. Именно в этот период возрастает интерес иконописцев к личности человека и к окружающему миру. Проводником новых идей выступает иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, в которой концентрируются лучшие изографы и даже работают иноземцы. Именно после воцарения Дома Романовых появляются и украшения на иконах. Их начали заковывать в оклады, появляются различного рода картуши на иконах, особой красоты надписи и орнаменты. В это же время "происходит и трансформация изобразительного языка русской иконы - вводится так называемый живоподобный стиль. Важной вехой в истории XVII века стали и реформы патриарха Никона, послужившие причиной раскола в церковных кругах и в обществе", - поясняет Карпенко. Разнообразие русской живописи этого времени, по мнению искусствоведа, можно проследить по широкому кругу памятников, принадлежащих Музею русской иконы. "Творчество столичных изографов демонстрирует целый ряд произведений, исполненных как в начале царствования Романовых и отличающихся традиционностью приемов, так и созданных в совершенно новом духе Оружейной палаты во второй половине - конце XVII века". Более того, значительное число памятников музея относится к искусству ведущих иконописных центров Поволжья. Особого внимания, считает эксперт, заслуживают работы ярославских мастеров, выделяющиеся изысканностью орнаментов, изощренной графикой и декоративностью письма. Разные художественные направления охватывают широкий круг икон, связанных с искусством Твери, Ростова, Пскова, Рязани, в XVII веке не утративших значения законодателей иконографических и стилистических новшеств. Большой интерес представляют и иконы, написанные в мастерских Русского Севера: Вологды, Архангельска, Каргополя, Поважья. Подобный проект в Минске представлен впервые, "когда в пределах одного хронологического отрезка рассматривается такое многообразие развития иконописной культуры. Он позволит познать таинственный и непостижимый мир русской иконы", - подчеркнула куратор проекта. Выставка "Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы" будет работать в Национальном художественном музее до 21 июня.

Чем покоряют зрителей русские иконы XVII века
© Российская Газета