Как Гоголь современный юмор создал

В этом году по всему миру отмечают 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. И только счастливым провидением звезд можно назвать то, что родился будущий великий юморист именно 1 апреля по новому стилю. В день смеха, который, что неудивительно, также отмечают по всему миру. Ведь юмор и сатира вещи интернациональные. Сейчас произведения, созданные исключительно для смеха, прочно вошли в нашу жизнь. Один из самых популярных киножанров – комедия. На выступления различных артистов жанра стендап собираются полные залы. А короткие смешные истории – анекдоты – вообще настолько плотно вошли в наш культурный код, что вытравить их оттуда не получится и за несколько десятилетий. Да и нужно ли это? До всего нынешнего юмористического изобилия долгие годы люди смеялись над довольно поверхностными вещами, вроде выступлений скоморохов. Сел в лужу, поскользнулся на косточке, упал в корыто – вот и заставил толпу визжать от удовольствия. А вот на юмор в уже более современном смысле серьезное влияние оказал именно Гоголь. В день рождения писателя и по совместительству День смеха «МИР 24» вспоминает, почему Николай Васильевич столь важен для российской комедии. Юмор по Гоголю У Николая Васильевича всегда был свой собственный, особый юмор. Он серьезно отличался от всего, что под той же маркой производили в Российской Империи другие писатели. В общем-то, даже сейчас по одному короткому рассказу Гоголя нетрудно отличить от современников. А тогда и вовсе он был, как бы сказали сейчас, «новым словом в юморе». «Комизм или гумор г. Гоголя имеет свой особенный характер: это гумор чисто русский, гумор спокойный, простодушный, в котором автор как бы прикидывается простачком», – писал Виссарион Белинский. Такой «гумор» характерен для всего Гоголя в начале карьеры. Так написаны обе части «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Из романтической и доброй комедии о его любимой и родной Украине, выбивается разве что рассказ «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», который скорее представляет собой предтечу следующего сборника писателя. В начале своего пути Николай Васильевич чаще всего в лоб называет своих героев недостойными членами общества. Это позже он займет идеалистическую позицию о том, что каждого проворовавшегося чиновника можно исправить, если показать ему, в чем он не прав. Однако в первых своих произведениях Гоголь чаще всего придерживался другой точки зрения. Те, кого он высмеивал, олицетворяли абсолютное зло, все то, что мешает России или ее окраинам развиваться и выходить на уровни передовых государств. В своих книгах писатель смотрел на героев глазами простака, который легко может отделить плохое от хорошего, не задумываясь о том, что бывают серые промежутки. Так получалось легче оттенять пороки общества. Подобный стиль в будущем позаимствует позднеимперская, советская, да и нынешняя российская политическая комедия. Карикатуры и фельетоны на ужасных заокеанских врагов выполнены в той же манере, в которой Гоголь изобличал современных ему чиновников. Сатира на русскую действительность Говоря о Гоголе, важно понимать, насколько большую роль в его жизни играл Александр Сергеевич Пушкин. Байку про то, что сюжет «Ревизора» подсказал Николай Васильевичу именно великий поэт, слышали, кажется, все. И она имеет под собой все основания. Гоголь часто переписывался с Пушкиным, делился своими идеями и спрашивал совета. Александр Сергеевич охотно отвечал и делился своей писательской мудростью. В частности, оба писателя сошлись на роли творца в обществе. Гоголь, как и Пушкин, считал, что главная задача писателя – правдиво отражать действительность и ставить перед собой задачи общественно-воспитательного толка. То есть автор должен в первую очередь доносить своими произведениями что-то разумное, доброе и вечное. По мнению Николая Васильевича, главное действенное средство перевоспитания общества – это высмеивание его пороков. Поэтому в поздних произведениях Гоголь целиком перешел на общественно-политическую сатиру. А началось все с «Миргорода». Это тот самый сборник повестей, в который вошло, например, произведение «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Оно ознаменовало новую эру в творчестве Гоголя. В повести показывается и высмеивается жизнь типичного провинциального дворянства. В этом произведении сконцентрированы все те элементы комедии, которые существуют и до сих пор. Гоголь создает контраст между высокими дворянскими званиями главных героев и их неблагородным поведением. Таким, что и крепостные на их фоне могут показаться более утонченными дворянами. Николай Васильевич не забывает рассказывать историю с серьезным видом. Как действительно жизненно важный конфликт он описывает дурацкий спор из-за ружья, которое становится неким атрибутом, а не обычной вещью. Наконец, он предвосхитил все современные юмористические школы и еще в середине XX века начал использовать формулу «сэтап – панчлайн», или, проще говоря, «создание ожидания – разрушение ожидания», ведь он подводит нас к невероятной концовке своей повести, все больше нагнетая историю, но в результате никакого эпического разрешения конфликта не происходит – Иван Иванович и Иван Никифорович остаются в состоянии вечной вражды. Именно поэтому и сейчас произведения Гоголя читаются так легко и смешно. Смех и слезы Но есть и серьезная отличительная особенность произведений Николая Васильевича от современного юмора. Все же недаром Белинский писал, что от произведений Гоголя стоит ждать и смеха, и слез. Правда, плакать хочется не от того, что очень весело, а от тяжелой реальности, которая так хорошо показана в работах писателя. Юмор – это лишь маска для того, чтобы немного скрасить страшную действительность, которую мастерски расписывал реалист Гоголь. Только подумайте, ну кому в здравом уме захочется встретиться хоть с одним героем (или вернее будет сказать «антигероем») из романа-поэмы «Мертвые души»? Это одно из самых значимых произведений российской комедии, но как же страшно было бы вести бизнес с Собакевичем или Плюшкиным. Да любой человек обходил бы таких дельцов за версту и даже возможная личная выгода не заставила бы лишний раз обратиться к этим живым памятникам порокам общества. Или вот – «Ревизор». Ну как не посмеяться, когда читаешь о городничем Сквознике-Дмухановском на побегушках у якобы чиновника из Петербурга? Искренняя радость от обмана Хлестаковым высокого начальника довольно быстро сменяется осознанием того, что в действительности-то все так и происходит. И ровно так уездные города и их современные аналоги продолжают жить. Вопреки известному выражению, это не могло бы быть настолько смешно, если бы не было так грустно. Недаром на надгробии Гоголя по его собственному желанию разместили цитату из Библии: «Горьким словом моим посмеюся». В этом все творчество Николая Васильевича: смех сквозь слезы, или же смех, который наконец помогает понять, над чем нам всем стоило бы поплакать, а затем решительно это поменять. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Как Гоголь современный юмор создал
© Мир24