Души мертвые и живые. Изучаем ревизские сказки середины XIX века

Сегодня в рубрике «Истории вещей» — экспонаты новой выставки Музея Москвы «Гоголь в Москве». Две ревизские сказки крестьян помещика Фотия Мойтьевича Лозовича, созданные в 1850 и 1858 годах, были подарены музею в 1998 году москвичом В.Н. Рабиным. Что такое ревизская сказка Ревизская сказка — не шуточное неформальное название, а вполне официальное. Так с XVIII до середины XIX века в Российской империи назывались документы, в которых были зафиксированы результаты ревизий, или переписей населения. Пересчитать население государства впервые предложил Петр I — эти данные были нужны для сбора введенного им подушного налога. Первая перепись началась в 1718 году и закончилась в 1724-м. Тогда насчитали чуть больше 15 миллионов человек. Всего с 1718 по 1859 год было проведено 10 ревизий. Согласно последней, в государстве проживали почти 75 миллионов человек. В ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи. Каждого человека, подлежащего налогообложению, в таких документах называли ревизской душой. В ревизских сказках помещика Лозовича учтены «мужескаго и женскаго пола дворовые люди и крестьяне». Между тем три из 10 ревизий (первая, вторая и шестая) включали только мужчин. В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Проверялось наличие каждого учтенного человека, в случае его отсутствия фиксировалась причина: умер, в бегах, отселен, в солдатах. Тем не менее каждая ревизская душа до следующей ревизии считалась существующей даже в случае смерти человека. С одной стороны, это позволяло повышать собираемость налога, а с другой — создавало условия для злоупотреблений, описанных в «Мертвых душах». В качестве иллюстрации приводим отрывок из пятой главы поэмы, в которой Чичиков прибывает к Собакевичу. Упоминание ревизских сказок в «Мертвых душах» «Чичиков начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются… Собакевич все слушал, наклонивши голову. И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма… Собакевич все слушал, наклонивши голову, — и что, однако же, при всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, и что он, чувствуя уважение личное к нему, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими». Больше историй, связанных с предметами из фондов Музея Москвы, читайте в проекте «Истории вещей»

Души мертвые и живые. Изучаем ревизские сказки середины XIX века
© Mos.ru