Единоверческие храмы: чем они отличаются от православных

Единоверцами принято называть членов Русской Православной Церкви, которые в богослужебной практике и домашнем укладе жизни придерживаются старого, «дониконовского» обряда. Постепенное сближение старообрядцев с официальной Церковью началось ещё в правление Екатерины II, а оформилось в царствование её сына – Павла I. В 1800 году митрополит Платон (Левшин) с одобрения императора установил особые правила единоверия, согласно которым раскольников, желающих присоединиться к Церкви принимали в это общение по старому обряду, так же и священников для них рукополагали в официальной Церкви, но по дореформенным книгам. Богослужения единоверцам дозволялось совершать также по-старому, сохраняя уклад жизни и традиции, присущие старообрядцам. Единоверческие приходы, подобно православным, находятся в подчинении архиереев РПЦ. Обрядовые отличия Общинность и трепетное отношение к обрядовой стороне жизни – характерные черты единоверческих приходов. Так же, как у старообрядцев, службы не сокращаются — всё, что положено петь и читать, поётся и читается полностью, потому богослужение значительно длиннее обычного православного. Отсутствует многоголосное пение – только древнерусский унисонный распев. Мужчины и женщины стоят согласно уставу – в разных местах храма, на почтительном расстоянии каждый друг от друга, обычно – со скрещёнными на груди руками. Все действия совершаются неспешно и синхронно, в положенные для этого моменты службы – креститься, делать поклоны принято всем вместе. Вообще, особого «движения» в храме во время богослужения нет – всё очень чинно. И если в богослужении соблюдается дореформенный устав, то в домашней жизни – дореформенный уклад, вплоть до предпочтений в одежде. Так, например, при посещении храма, единоверцы, подобно старообрядцам, стараются одеваться в русский национальный костюм, хотя на этой традиции обычно сейчас не настаивают. Впрочем, домашняя и приходская жизнь у единоверцев (или как их ещё называют – «православных старообрядцев») тесно взаимосвязана и не разделена. Согласно мнению единоверческих священников, дисциплинированность и собранность внешняя, побуждает к дисциплинированности внутренней, к более собранному следованию за Христом. Помимо Евангелия и Апостола, духовным руководством для единоверцев является святоотеческая литература и такие древнерусские памятники как «Кормчая книга», «Стоглав» и «Домострой», но при этом общины, обычно, не испытывают проблем с радикальным религиозным поведением. Уклад общины Первый единоверческий епископ, священномученик Симон (Шлеев) в начале ХХ века писал: «Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной». Общинность их, как правило, не формальная, а самая что ни на есть действующая: каждый вкладывает свою «десятину» — то есть, по мере сил участвует в жизни общины, также существую приходские советы, которые могут возглавляться как прихожанами из мирян, так и настоятелем. Было время, когда единоверческие общины, оказываясь без рукоположенного священника, совершали богослужение «мирским чином» (кроме Литургии), под руководством одного из членов. При этом они могли жить и вести образовательную и хозяйственную деятельность. Священников обычно выбирает себе сама община – из активных прихожан, которые, получив образование и рукоположение, приходят туда уже как часть её. В отличие от старообрядцев, единоверцы более открыты людям «со стороны» — в единоверческий храм может прийти из любопытства любой желающий и помолиться так, как привык – по новому, или по старому обряду. На сегодняшний день, по разным источникам, в мире насчитывается примерно 40-50 единоверческих общин. Однако, точное количество их неизвестно – многие из них не имеют своих помещений, какого-либо определённого статуса, или не зарегистрированы вовсе. До революции 1917 года в России существовали единоверческие монастыри, однако сейчас в РПЦ не осталось ни одного такого монастыря.