Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

«Последние цари»: историческая драма, над которой смеется вся Россия (The Guardian, Великобритания)

Довольно странный сериал о Романовых, снятый сервисом , очевидно, был создан специально для тех, кто ничего не знает о России. Как правильно пишется слово «катастрофа» на кириллице?
«Последние цари»: историческая драма, над которой смеется вся Россия (The Guardian, Великобритания)
Фото: ИноСМИИноСМИ
Давайте простим создателей этого сериала, потому что они не ведают, что творят. Все, что вам нужно знать, чтобы понять суть сериала «Последние цари», заключено в одном из первых диалогов царя и его молодой супруги. Он только что прошептал ей, лежа в кровати в их брачную ночь: «О, госпожа Романова!» Потом он говорит: «Знаешь, отец был великим правителем. Народ перед ним преклонялся». А она отвечает: «Народ меня не тревожит. Тревожит твоя семья. Ты должен быть сильным. Ты — царь!»
Этот тот уровень, который нам понятен. Я думала, что я, возможно, не буду смотреть этот сериал, поскольку его вероятные недостатки были более чем очевидны. Но на прошлой неделе я оказалась в Москве, где его обсуждали все (и в не очень хорошем ключе), поэтому я все же решила посмотреть его. Лучше бы я этого не делала.
Реакция россиян на этот сериал удивительна. Она противоположна их реакции на снятый телеканалом HBO сериал «Чернобыль». «Чернобыль» получил очень высокую оценку в России, и многие зрители отметили щепетильное отношение к деталям — создателям сериала удалось найти даже правильные урны, характерные для той эпохи, — а также стремление не упустить ничего, как на эмоциональном, так и на политическом уровне. Уважительное отношение к истории, осознание факта ревизионизма, признание запутанности ситуации и огромные временные и энергетические затраты, отражением которых стал сериал «Чернобыль», позволили России и Западу немного сблизиться. Теперь, когда отношения между ними стали чрезвычайно напряженными, это является признаком того, что у нас есть способность к взаимопониманию.
Сериал «Последние цари» вновь распарывает шов и демонстративно окатывает открывшуюся рану алкоголем, выливая его из бутылки, на которой на кириллице написано слово «Водка» — с ошибкой. Россияне громко смеются, замечая, что на Красной площади 1905 года четко виден мавзолей Ленина, который появился там только в 1924 году.
«Последние цари» — это сюрреалистичная статья из Википедии, воплощенная в жизнь: в сериале смешались закадровые комментарии, фигура рассказчика, драматические реконструкции и комментаторы из числа экспертов по тому периоду истории. Катастрофы можно было бы избежать, если бы повествование с самого начала вел какой-нибудь историк, чтобы оправдать ожидания зрителей. (Я уже представляю себе, как Саймон Себаг Монтефиоре (Simon Sebag Montefiore) решительно шагает по Красной площади.) Но вместо этого мы видим постановочные сцены, а затем из ниоткуда возникают эксперты. Это похоже на жуткий мета-эксперимент с пересказом для людей с плохой памятью.
Кто является целевой аудиторией? Люди, которые никогда не слышали о Распутине? Люди, которые никогда не слышали о России? Если это то, чего вы добиваетесь, тогда снимите «Игру престолов» о Российской империи и сделайте ее как можно более кровавой и головокружительной.
С первых же сцен невозможно отделаться от ощущения, что перед нами версия истории России в духе Питера и Джейн. Фигура рассказчика — это наставник детей Романовых: «В 1905 году я принял предложение о работе от Романовых, царской семьи России». Сразу же возникает вопрос, зачем нужно это уточнение — «царской семьи России» — если мы включили сериал, полностью посвященный царской семье России. Но, возможно, я требую слишком многого.
Актеры очень стараются, работа операторов великолепна, костюмы шикарны. На каком-то уровне вы на мгновение поддаетесь всей этой красоте. Временами драматические сцены становятся удивительно захватывающими — напоминает сентиментальную энергетику «Аббатства Даунтон» (которое так нравится российским зрителям). Вполне возможно, что вы даже не заметите, что молодой царь говорит так, будто он только что был на сеансе терапии у : «Прости, для нас не было времени».
Но затем, когда внезапно появляются историки и начинают объяснять, что именно происходит, вы ощущаете, что вы только что оказались в документальном фильме, который снял Сальвадор Дали. Как будто в мире, где царь постоянно повторяет «Я — царь», недостаточно анахронизмов и ретроспективных суждений. Я вовсе не отвергаю мнения ученых, многие из которых написали чрезвычайно познавательные книги о России. И они говорят правильные вещи. (Хотя: «Дворцы были повсюду». Неужели? Повсюду? И в Сибири тоже?) Но вставки с их участием делают высокопарные сцены еще более нелепыми. Представьте себе сериал «Корона» с участием рассказчика, закадровым голосом, комментариями известных ученых, которые говорят, что королеву неправильно понимают, в то время как на заднем плане сама королева заявляет: «Знаете, ребята, я королева, и меня неправильно понимают. А еще у меня повсюду замки».
В эпоху фейковых новостей, теорий заговора и людей, которые пытаются посеять раздор между мировыми державами, самым логичным выводом может стать то, что создание сериала «Последние цари» было спонсировано людьми, которые хотели выставить жителей Запада совершеннейшими идиотами. И они не зря потратили свои деньги. Что если этим инвестором окажется Филомена Канк? Тогда это работа настоящего гения.