Всегда ли альтруист подсознательно переносит ущербность человека, которому хочет помочь, на самого себя?
Не думаю, что есть такой зверь: "альтруист". Могут быть альтруистичные действия, и вряд ли это исчерпывающе определяет хоть кого-то. - Это как сказать: "добряк", или - "злодей", и т.п., но люди куда богаче и интереснее ярлычков. А отчего у вас при поиске мотивов альтруизма ведущая мысль о чьей-то ущербности? Помощь может быть как забота; вы же заботитесь о близких не оттого, что они "ущербны"? Помощь может быть религиозным долгом, либо нерелигиозным нравственным долгом, как это воспринимает человек. Помощь может быть, чтобы похвалила мама, реальная или в голове. Помощь может быть из любви. Из переживания общности (без конструкта ущербности при этом вовсе) с какими-то людьми. Из защиты в своей картине мира концепции справедливости (потому что у нас, людей, большая потребность в справедливом мире: тогда хоть на что-то в этой жизни можно опереться, контролировать. Наделал побольше добра - уже и поспокойнее, это твоя соломка, уж на этом или том свете). Для обретения смысла своей жизни, без смысла маятно большинству, а помогать другим - угодно маме, Богу, дедушке Ленину, и вообще годный такой вариант смысла. И т.д., и т.п. То есть, матюгаюсь на околопсихологичном суржике, вы предположили, что альтруистом движет смесь идентификации ("я - это он"), и антефлексии ("делаю другому то, что хотел бы, чтобы сделали для меня")? - Ну, иногда, наверное, и так тоже, в том числе. Но это замысловатое предположение, примерно как - "Ага! Жена говорит, что она меня любит, на самом деле, потому что это у неё потребность, чтобы я говорил, что её люблю, это у неё такая антефлексия: она делает мне то, что хочет для себя!.." - Как-то вычурно, куда вероятнее, что просто любит и говорит об этом))