Как на Брежнева в марте 1982 года упал самолет

С позиций сегодняшнего дня «эпоха застоя», во время которой страной управлял Леонид Ильич Брежнев, смотрится золотым временем стабильности и веры в завтрашний день. При этом историки утверждают, что если бы не инцидент в Ташкенте, когда на Генерального Секретаря ЦК КПСС, в прямом смысле рухнул самолет, пожилой руководитель страны мог бы прожить еще несколько лет.

Как на Брежнева в марте 1982 года упал самолет
© Русская Семерка

Роковой визит в Ташкент

Согласно заведенной в СССР традиции высшее руководство страны периодически с официальными визитами посещало республики страны, во время которых проходило награждение руководителей предприятий и их работников государственными наградами. Торжественный визит 75-летнего Брежнева в Узбекистан был приурочен к награждению республики орденом Ленина за большой вклад в достижения народного хозяйства страны. При этом в программе официальных мероприятий отдельной строкой стояло посещение Л.И. Брежневым и руководителем Узбекистана Ш.Р. Рашидовым Авиационного завода им. Чкалова. На нем в восьмидесятые годы собирали новейшие военно-транспортные самолеты Ил-76МД. Правда, когда правительственная делегация прибыла в Ташкент, было видно, что Брежнев чувствует себя не самым лучшим образом. Видя это, организаторы визита предложили исключить посещение предприятия из официальной программы мероприятий. Однако Брежнев, узнав об этом, в ультимативной форме заявил, что на авиационный завод он обязательно поедет. Спорить с ним не стали. Не удивительно, что когда правительственные лимузины подъехали к заводу в сборочный цех, где должна была состояться встреча с Л.И. Брежневым, ринулся чуть ли, не весь коллектив предприятия. Шутка ли, вблизи своими собственными глазами увидеть самого Генерального Секретаря ЦК КПСС.

Не ходите под лесами

К моменту появления Брежнева, в цеху собралось около 15 тысяч человек. Яблоку было негде упасть. Данное обстоятельство сильно обеспокоило охрану руководителя страны. Народу было столько, что рабочие облепили даже леса, на которых стоял недостроенный самолет. Разумеется, деревянные конструкции не выдержали напряжения от перемещающихся по ним большого количества людей и неравномерного распределения нагрузки. Едва Леонид Ильич вышел из-под днища самолета, как раздался жуткий скрежет и леса рухнули. Вниз покатились люди. Многих придавило тяжелой конструкцией. Охрана была в шоке. Брежнев вместе с Рашидовым оказались под упавшей площадкой. Леса тут же подняли. К счастью, Леонид Ильич был жив, но лежал на спине с разодранным ухом, из которого текла кровь. Жизнь ему фактически спас телохранитель Владимир Собаченков. Он принял удар на себя и не дал тяжелой конструкции придавить собой Брежнева. Голова у охранника была вся в крови. Также серьезно пострадал начальник местного 9-го Управления КГБ СССР, который вместе с Собаченковым сдерживал падение лесов. Как ни странно Рашидов при этом практически не пострадал. Во время ЧП у Брежнева кроме разодранного уха оказалась сломана ключица. Для человека в его возрасте это был очень серьезный шок и травма. Как впоследствии утверждали врачи от инцидента в Ташкенте Брежнев не смог оправиться до самой смерти, который ее существенно приблизил. В то же время по стране поползли слухи, что происшествие в Ташкенте было вовсе не случайным ЧП, а тщательно спланированным покушением. Дело в том, что Рашидов погряз в коррупции и Л.И. Брежнев дал поручение КГБ на его серьезную проверку. Будто бы опасаясь разоблачения, Рашидов и подстроил историю с падением лесов поддерживающих строящийся самолет на авиационном заводе. Ведь их можно было подпилить и обрушить в нужный момент. Ведь, по странному стечению обстоятельств меньше всех во время инцидента пострадал именно Рашидов.