12 февраля 2018, Ревизор.ru

Родион Толоконников: «Отец для меня — символ целого поколения»

Расскажите, пожалуйста, о Вашем отце Владимире Толоконникове. Интересно знать, каким он был человеком в жизни. Фактически у вас актёрская династия. Дед у вас тоже был актёром? Нет, у нас было много творческих людей в роду, но актеры — только отец и я. А сниматься вместе с отцом не приходилось? Мы снимались в одной картине, но в разных сценах фильма «Пёс рыжий». Играли вместе, но в кадрах не пересекались. Один раз ходили вместе на пробы, но сниматься вдвоем не довелось. Работа актёра, особенно востребованного, требует частых переездов, гастролей, кино-экспедиций. Не влияло ли это на Ваше общение с отцом? Редким оно было или частым? В детстве, может быть, влияло. В силу детского эгоизма мне не хватало внимания отца. Потом я понял: всё, что бы он ни делал — он делал ради семьи, нас с матерью. Поэтому я стал забывать о нехватке его внимания. А в целом, наверное, любому ребёнку не хватает внимания родителей. Я родился в 1991 г., а ему надо было в 90-е годы работать, самый его пик был как раз в это время — после съёмок «Собачьего сердца» в 1988 г. Фото: fishki.net В тот период мне иногда не хватало его внимания, и потом странным образом я осознал: из-за того, что мне его не хватало в детстве, я его копировал. Неосознанно это перешло в профессию — поведение на съёмочной площадке, множество привычек в жизни, манера поведения. Только сейчас я уже понимаю, что это мною скопировано. Вы жили не в Москве? Я родился в Алма-Ате. В Москву я переехал в 2008 г., в 16 лет, когда поступил во ВГИК. Потом уже после института сначала снимал квартиру, потом приобрёл и стал жить здесь. Отец в основном жил там, а здесь снимался, много работал. Он всегда был между двух городов. Он всегда был действующим актёром театра имени М. Ю. Лермонтова в Алма-Ате? Да. До последних дней. То есть фактически жил на 2 дома? В целом, да. А когда Вы решили стать актёром и поступать во ВГИК, он не отговаривал Вас? Не говорил, что актёрский хлеб тяжёлый? Отговаривал, было и такое. Я помню момент, когда учился в девятом классе, к нам пришли отцовские друзья, во время разговора спросили меня, кем я хочу стать. Я тогда не думал об этом абсолютно, предполагал, что стану экономистом, юристом, как многие в то время. Но когда меня спросили, я так и брякнул: «Актёром». Отец мне руку пожал. На этом разговор был закончен. Через год, когда я уже ходил на курсы, отец яснее стал видеть моё серьёзное намерение. Я попросил подготовить меня. И он составил программу, начал меня тестировать, показывал своим друзьям из театра, знакомым режиссерам. Я был ещё очень сырой, неподготовленный, но у меня было рвение. Расскажу пример того, как отец отговаривал меня от актерского пути. Я заканчивал одиннадцатый класс, у меня были госэкзамены, и параллельно мы с отцом готовили программу. Я был уставший, готовился к экзаменам, одновременно с этим у нас была репетиция. Одно из произведений было «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя, последний его монолог, буквально 3 абзаца. Фото: vokrug.tv Но очень сложный с актерской точкой зрения — человек из эйфории приходит в отчаяние. Я выхожу, читаю. Отец мне говорит: «Нет, ну что это? Деньги тратить, в Москву лететь? Нет!» У меня что-то в голове щёлкнуло, я разозлился и говорю: «Пап, ты иди, покури». Он вышел, но скоро вернулся, поняв, что я просто злость выплеснул, что не смог как следует сконцентрироваться, поэтому у меня и не получается. После того как я еще раз прочитал монолог, отец помолчал какое-то время и вдруг сказал: «Значит, есть все-таки нерв!». И запомнив эти слова, я поехал поступать в институт. Ещё отец показывал меня худруку своего театра, который в Алма-Ате преподаёт, а тот ему сказал: «Ты мне его отдай». А он говорит:"Нет-нет". Он, конечно, меня отговаривал, но на самом деле хотел, чтобы его дело продолжили. У Вас была та же фамилия, что и у отца. При поступлении во ВГИК вас не спрашивали о нём? Там были в курсе, что я сын Владимира Толоконникова, потому что мне надо было сдать экзамены во ВГИК, а набор уже заканчивался. Мы с отцом решили, что надо поступать к Александру Михайлову. Отец его знал, уважал. Но у него уже не было набора, был третий тур, а я не мог приехать раньше, сдавал экзамены в школе. Отец позвонил Михайлову и спросил: «Вы можете посмотреть: есть что-то в нём или нет, чтоб я понял — стоит ли дальше ему продолжать актёрскую карьеру или нет?» Я приехал во ВГИК, где в коридоре все ждали третьего тура, воображали себя мэтрами, а я забился в угол, думал тихонько зайти в конце. Захожу, а Михайлов сразу же попросил меня читать что-нибудь. Я прочел стихотворение Тарковского «Русь моя» — очень волновался, дышать не мог. Не знаю, чем взял — может быть, искренностью, может, ещё чем-то. Михайлов мне говорит: " Вот ты как завернул! А чего-нибудь попроще есть?" И я стал читать басни. А я не знал, как проходят все эти туры, поступил или нет — не понимал. Михайлов сказал: «Ты прошёл». И добавил: «Только в коридоре никому не говори, там никто не прошёл». А за дверью все подслушивали, что да как. Спрашивают, как да что. Говорю: «Не знаю, не прошёл, наверно…» И ушёл. Позвонил сразу отцу — думал, что уже прошел, но впереди было еще много туров. Фото: fishki.net Что касается моей фамилии, я ее скрывал, потому что заслуги отца принадлежат только ему, а мне хотелось своих достижений. Хотя, конечно, фамилия в любом случае сопровождает. Хоть я и молчал, никому не говорил, но через какое-то время все узнали, чей я сын. Наш педагог по речи, Мария Петровна, знала, что я сын Толоконникова. У меня был жуткий говор, один из худших на курсе — у меня и у одессита Вовки. Мария Петровна как-то сказала: «Да что у тебя за речь такая поганая! У отца такая прекрасная речь…» И все стали спрашивать, кто же мой отец? Пришлось рассказать. Потом отец приезжал даже на мастер-классы на первом курсе, ребята его очень любили — когда он приходил, все были рады. Один раз отец приехал на съёмки в Москву и говорит: «Хочу в общаге пожить, молодость вспомнить». Я говорю: «Давай». Когда приехал отец, мы пошли выбивать ему койко-место. В общаге нам дали отличную кровать, мы отлично провели время: пели песни, играли на гитаре, веселились. Была ещё забавная история. Когда я поступил в институт в 16 лет, мне не доверяли. Ведь говорят: алкоголь — лучший друг студента. У меня в комнате стояли пустые бутылки, и накануне приезда отца я позвонил своему однокурснику, чтобы тот всё по-быстрому убрал. Он взял, да и поставил всё в стол. Когда я вернулся, то увидел такую сцену: отец, приехавший в общагу раньше меня, сидит перед открытой дверцей стола… Я говорю: «Это реквизит для этюда». А он мне: «А, реквизит? Ну ладно…» Сделал вид, что поверил. В жизни бывает так, что при выборе любой профессии что-то или кто-то влияет на человека, и этот выбор остается с ним на всю жизнь. Как отец на Вас повлиял? Я безмерно благодарен отцу за тот пример, который он подавал мне. В детстве мы неосознанно берём пример с родителей, смотрим на них. Это взрослыми мы уже всё осознаем. Фото: fishki.net А ребёнком я везде бегал за ним как хвостик: в театре, на киноплощадках, мне было интересно. Детям ведь интересно кино. Я всё это изучал, впитывал, и несознательно вбирал в себя такие качества, которые теперь очень ценю — это нормальное, простое отношение к человеку, неважно, кто дворник он или депутат. Поэтому отца любили люди из разных социальных классов, он со всеми был на равных, по-человечески, и сейчас я понимаю — это большая редкость в нашем мире. А во мне это зародилось благодаря ему и маме. Второе — при его тяжёлом жизненном пути, он позитивно, с юмором относился к жизни. Он родился в 1943 г. : голодное детство, жил в бараках, да и актерская судьба нелёгкая. Ведь он снялся в «Собачьем сердце» в 45 лет! До этого он работал в театре и мечтал стать известным. Двадцать лет играл эпизодические роли в пропагандистских спектаклях — это было очень сложно. Несмотря на все трудности, он не оскотинился, не шёл по головам. Но я думаю, он бы не добился, если бы не всё происходившее в его жизни. Конечно, и алкоголь присутствовал в его жизни, но если учитывать нелёгкость его судьбы — это оправдано. Он в последнем интервью говорил: «Что я могу поделать, если нас так воспитали? Горе — пьём, счастье — пьём». А потом это уже превратилось в болезнь. Юмор и нормальное человеческое отношение ко всем — очень важные качества отца. Фото: kino-teatr.org В актерской профессии это ценно — можно подхватить звездную болезнь, снявшись в 3-х сериалах. А каков Ваш актерский путь? Продолжается ли династия? Да, династия продолжается. Я благодарен отцу за этот путь, хотя он очень сложный. По-разному бывает. Для меня актёрская профессия — это стиль жизни, это инструменты, которыми ты, живя, пользуешься. И это уже часть меня. В 2017 г. ушли мэтры нашей профессии: Алексей Баталов, Леонид Броневой, Алексей Петренко, с которым отец должен был выступать в Кремле на концерте. К сожалению все ушли, и отец тоже ушел. У отца была первая проба с Броневым в «Собачьем сердце». Броневой пробовался на роль Преображенского, которого сыграл Евгений Евстигнеев. Много мэтров ушло. Но то, что они мне дали — частичка меня. Их уход я чувствую как личную боль. Я поздний ребёнок. Отца не стало в 74 года, а мне сейчас 26. Хоть я и родился в 1991-м, но воспитывался, словно в 80-х, на произведениях Владимира Высоцкого, Василия Шукшина, Андрея Тарковского. И всё благодаря родителям. Мой внутренний мир сформирован в семье, и для меня очень важно сохранить те ценности в профессии и в жизни, которые мне были даны. Фото: today.kz.ru Сейчас служение актёрской профессии уже отмирает, и люди из прошлого, уходящего, поколения, были настоящими звёздами, которые сжигали себя ради других в отличие от нынешних однодневок. Тех людей потихоньку уносит время, и мне очень грустно — ведь они словно частичка меня. И я хочу передать эту частичку другим людям — моим детям, моим зрителям. А отец для меня — символ целого огромного поколения. Я восхищаюсь тем поколением: несмотря на трудности, через которые им пришлось пройти — войны, советский режим, они были людьми — человечными, жизнерадостными, энергичными. Это главное. Нынешняя молодёжь этого уже не увидит, она воспитывается на другом, в основном, на том, что есть в интернете… Есть такие качества в человеке, которые могут знать только родные люди. Расскажете нам о них? В контексте общего разговора о том, какими нравственными качествами обладал отец, я могу сказать, что ему не раз предлагали рекламу в образе Шарикова и квартиру в Москве, а он отказался. Никто об этом не знает, но, по-моему, это показатель: не горделивость, а просто отношение к тому, что делаешь. На мой взгляд, сейчас такое отношение к профессии размывается. Я вижу молодых людей в актёрской профессии: это мелкие личности. Достаточно пары минут, и мне уже неинтересно разговаривать с человеком. И неважно, что сейчас материал тоже мелкий и пустой. Я полагаю — важно взращивать в себе настоящую личность, сохранять это и проповедовать дальше, потому что актёрская профессия для меня — это проповедническая стезя, это ответственность. Я так воспитан. Я в себе уважаю и ценю то, что передалось мне от отца. Фото: jackineo.ru Пожелайте что-нибудь нашим читателям и, в том числе, молодым актерам. Могу пожелать людям, которые только начинают свой путь, и не только актёрский — никогда не отчаиваться, несмотря ни на что, идти вперёд энергично, весело и зажигая других. Самое главное, для чего мы живём, у нас никто отнять не может, потому что оно глубоко внутри нас. Мне очень понравилась цитата, услышанная мною где-то: «Жизнь — это то, как мы сопротивляемся». Главное — не в розовых очках, но с гордостью и с позитивом пройтись по жизни. Могу пожелать всегда быть людьми и радоваться маленьким событиям, ведь человеку для счастья много не надо.
Родион Толоконников Андрей Тарковский Алексей Петренко Василий Шукшин Алексей Баталов Николай Гоголь Александр Михайлов Владимир Толоконников Евгений Евстигнеев Леонид Броневой Люди
Оставить комментарий

Главное по темам

11 самых крутых российских экстремалов

11:02

Письмо ребенка к учительнице поразило соцсети

09:10

Убийцы, трусы! Неожиданные факты о президентах США

Вчера, 18:47

Переведете ли вы эти имена на русский язык?

Вчера, 11:57

Элиза и Марсела: пара, обманувшая церковь

20 февраля 2018

Видеоновости

Статьи

Как «доктор смерть» из НКВД изобретал идеальный яд

В Советском Союзе существовала специальная лаборатория, изучавшая влияние отравляющих веществ на человека. Один из ее сотрудников — Григорий Майрановский — не просто экспериментировал — он убивал людей.

«Они реально боятся ехать в Россию»

В рамках цикла об уехавших заграницу россиянах «Лента.ру» рассказывает историю Карины, обосновавшейся в городе неспящих — Сиэтле.

«Вся моя жизнь — отпуск»

В рамках цикла материалов о соотечественниках, перебравшихся за границу, «Лента.ру» публикует рассказ фотографа Кати Пешаковой о том, как устроить жизнь в сказочной Индии.

«Осторожно: на свободе гуляет бурый медведь с двумя пушками»

Пять лет назад отважная уроженка Новосибирска Светлана Скарбо втянулась в авантюру. Она решила заставить британцев читать о Сибири.

«Я слышал, что оценки можно купить за деньги»

Гражданин Германии, 47-летний Йорн Хезе полтора года учился в университете города Орла на факультете экономики.

Фоторепортажи