Евреи и старообрядцы: что между ними общего

Несмотря на то, что евреи и старообрядцы являются принципиально разными группами, как в религиозном, так и в этническом отношении, даже при беглом знакомстве с ними можно заметить ряд схожих черт и особенностей, как в этнографии и повседневной жизни, так и в отношении к ним государства и других народов. Попытаемся рассказать о том, что же общего между этими двумя группами. Внешние наблюдатели выделяли следующие основные черты, которые, по их мнению, делали старообрядцев похожими на евреев.

Евреи и старообрядцы: что между ними общего
© Русская семерка

«Белые евреи»

На наш взгляд, особенно примечательным является тот факт, что на территории Латгалии (современная Латвия), начиная с довоенного периода, старообрядцев часто называли «белые жиды» или «белые евреи». На вопросы о причинах появления подобного экзоэтнонима, источники обычно говорили о том, что старообрядцы похожи на евреев своей «упертостью», замкнутостью и истовостью в вере. Один из них утверждал: «староверы – это белые евреи, а те евреи – черные…». Другой говорил о том, что ортодоксальные евреи – это как староверы у русских. Подобного рода утверждения можно встретить на территории Латгалии крайне часто. Вспомним также о том, что зажиточных старообрядческих купцов часто называли «русскими Ротшильдами». В городе Оргееве (Молдова) респонденты евреи и неевреи, утверждали, что ближе всех к евреям стояли именно старообрядцы-липоване. В Латгалии также считали, что евреи похожи на старообрядцев своей общинной сплоченностью.

Пищевые запреты

Строгость пищевых запретов старообрядцев и еврейского кашрута (свода законов о допустимой и запретной пище) действительно во многом сходна. В регионах, где отсутствует мусульманское население, евреи и старообрядцы оказываются единственными этносами, у которых наличествуют пищевые табу. Тем не менее, запреты старообрядцев и еврейский кашрут носят достаточно разный характер. Если у евреев пищевые ограничения базируются на 11 главе библейской книги Левит, а также на дополнительных категориях, установленных Талмудом, то представления старообрядцев основаны в основном на т.н. «народной Библии», а также на других признаках, не опирающихся на библейские предписания (например, представление о том, что кролика нельзя есть, потому что он рождается слепым). К примеру, в отличии от евреев старообрядцы могут есть свинину; у них также полностью отсутствует разделение на мясное и молочное – один из основных принципов кашрута. Впрочем, отчасти верно и утверждение Ильи Магина, писавшего о том, что запреты старообрядцев и кашрут восходят «к тому же ветхозаветному источнику, 11 главе книги Левит». Часть пищевых табу старообрядцев действительно основано на том же критерии, что и у евреев – на разделенности или неразделенности копыта. Именно этот критерий (нераздвоенность копыта) лежит в основе запрета на поедание конины как у старообрядцев, так и у евреев. Маца как обрядовая еда также часто сравнивалась с куличами у старообрядцев.

Сами старообрядцы крайне любопытно объясняли причину, по которой им можно есть свинину, а евреям – нельзя: «Говорили так, что свинья закопала Христа, да, значит, зарыла, чтобы спрятала его так, по сказкам, поэтому они [т.е. евреи] считали, что грех есть эту свинью». Т.е. свиньи спасли Христа, поэтому старообрядцам можно есть свинину, а евреям – запрещено.

В городе Балта (Украина) местные старообрядцы рассказывали о том, что раньше никогда хлеб в магазине не покупали, а только у еврея-пекаря, т.к. «у него чисто». По мнению В. Дымшица, «бессарабские липоване с охотой и без подсказки сравнивали свои диетарные запреты с кашрутом. Сама идея «кошерного» и «трефного» явно делала для них евреев более симпатичными и понятными».

Проживающие рядом соседние этнические группы, говорящие на разных языках, всегда так или иначе обмениваются знанием языков, а также заимствуют в свои говоры отдельные словечки и выражения соседей. Не являются исключением в данном случае и говорившие на идиш евреи-ашкеназы и старообрядцы.

На территории Литвы в литовский язык и говоры местных старообрядцев проникли такие идишские слова ивритского происхождения как бахур (bachúras, bakùras) 'парень' и хебра (chébra) 'компания'. Кроме того, заимствованием из языка евреев следует также объяснять старообрядческое «школа» в значении «синагога». У семейских староверов Верхнеудинска зафиксировано любопытное слово «шабашники» в значении «выходные, нерабочие дни». Здесь также следует видеть влияние еврейского слова «шаббат / шабес» (выходной день с вечера пятницы до вечера субботы), редуцированного до слова «шабаш» с добавлением суфикса «–ник».

Более того, по мнению одного из латгальских респондентов, как у евреев, у которых был язык идиш, у староверов был свой язык для молитвы, который «понять нельзя». В данном случае роль церковнославянского как языка литургии сравнивается с ролью идиша у евреев (хотя, теоретически, церковнославянский следовало бы сравнить с ивритом (древнееврейским), языком еврейской религии). В некоторых регионах старообрядцы перенимали у евреев идиш в качестве разговорного. Об этом, в частности, писал В. Дымшиц на основе полевых работ в городе Оргеев.

Традиционная одежда и внешний вид

И тем и другим предписывалось носить отличительную одежду или отличительные знаки.

В художественной литературе XIX века упомянуто сразу несколько отличительных знаков на одежде старообрядцев. К примеру К. П. Масальский в романе «Черный ящик» (1833) писал: «Карп Силыч, по примеру отца держась раскола, носил платье, предписанное указом для раскольников. На нем был длиннополый суконный кафтан, весьма низко подпоясанный, с четвероугольником из красного сукна, нашитом на спине. В руках держал он с желтым козырьком картуз, который было предписано носить задом наперед». Специфическая одежда была и у евреев: они носили на голове шапки-ермолки или т.н. «крымки» и темные длиннополые кафтаны, подпоясанные кушаком. В какой-то момент евреи заменили ермолки на картузы с козырьком, похожие на старообрядческие. Особенно примечательно, что верующим старообрядцам и евреям запрещалось брить бороды: по этой причине многие внешние наблюдатели путали одних с другими.

Репрессии со стороны правительств

И евреев, и старообрядцев объединял статус преследуемого меньшинства: евреи были религиозным и этническим, а старообрядцы – этноконфессиональным меньшинством страны. Обе группы подвергались похожим гонениям – и в Российской империи, и в СССР. Евреям предписывалось жить в черте оседлости, а отдельным группам старообрядцев – в удаленных регионах России. Тем не менее, ничего похожего на черту оседлости у старообрядцев не было, и в XIX-XX веках они свободно расселялись по всей территории России и СССР. Обе группы облагались правительством двойным налогом.

Существовал также запрет на карьерный рост: евреям и старообрядцам было практически запрещено занимать государственные и административные должности, а также и высокие военные чины. Чтобы избежать преследований, евреи и старообрядцы покидали пределы России и бывшего СССР. По этой причине и те, и другие живут рассеянно по миру отдельными общинами: небольшие группы евреев и старообрядцев можно найти практически во всех странах мира, от России до Южной Америки и Африки.

Обвинения в ритуальном использовании христианской крови

Интересно также, что отдельные антисемитские авторы упоминали также и о том, что старообрядцы, равно как и евреи, осуществляли ритуальные убийства детей: «наши раскольники, толка детогубцев, делали то же, но пили порошок не сами, а опаивали им других для привлечения посредством чар сих к своему братству». Обвиняли в этом старообрядцев и отдельные представители господствующей православной церкви XIX века. Не стоит даже и говорить об абсурдности подобных обвинений.

Законы ритуальной чистоты (нечистоты)

Отчасти сходны отдельная посуда («поганая кружка») для чужаков у старообрядцев и раздельная ритуально чистая (мясная и молочная) посуда у евреев. К тому же похожи методы очищения ритуально загрязненной посуды: у старообрядцев южной России и Сибири практиковалось прокаливание, что также похоже на процедуру кашерования у евреев. У беспоповцев – запрет на совместную трапезу с еретиками и иноверцами, которая воспринималась как «мирщение».

Подводя итоги, отметим, что у евреев и старообрядцев было много общего: их объединял статус преследуемого меньшинства, резко отличающийся от этнических соседей внешний облик и одежда, длинные бороды, наличие законов ритуальной чистоты и нечистоты и многое другое. В результате, в зонах компактного проживания евреев и старообрядцы между этими двумя группами сложились дружественные отношения, резко отличавшиеся от враждебного отношения к евреям со стороны большинства православных верующих, прихожан господствующей церкви. Объяснить этот феномен легче всего общими чертами, о которых рассказывается в этой статье.