5 перегибов современного воспитания

Сложно предположить сейчас, на что будут жаловаться своим модным психотерапевтам наши подросшие дети. Но пофантазировать вполне можно. Идея: проговаривание чувств Жалоба: «Мама болтала в режиме радио!» Помните старый анекдот про послушного мальчика, которого зовут домой с улицы? «Мама, я что, замерз?» – интересуется малыш. «Нет, крошечка, ты проголодался!», – авторитетно заявляет родительница. И мы иногда очень похожи на нее. Да, активное слушание – неплохая вещь. Но важно не превращать ее в монологи Гришковца. Ты злишься на меня, потому что я забрала планшет? Тебе обидно? Ты думаешь, что я тебя не люблю? Хочешь показать, как ты разозлился? Да, иногда ребенок неспособен сам разобраться с эмоциями. Но ключевое слово здесь – иногда. Становиться роботом-переводчиком – плохая идея. Представьте на минуту, что кто-то все время комментирует ваши мысли. Что вы почувствуете? Раздражение? Усталость? Желание дать сковородкой по голове? Идея: снятие запрета на отрицательные эмоции Жалоба: «Я все время скандалю, кричу и ругаюсь, как привык дома, а окружающим это не нравится» В нашем детстве злость, обида, страх, зависть казались чем-то стыдным. Надо держать себя в руках, не плакать и не злиться. Сейчас – другая крайность. Разрешив детям озвучивать эмоции, мы часто не контролируем форму их проявления. Ори, швыряй предметы, обзывай мальчика – ты имеешь право, ведь тебе грустно, что его машинка лучше. Что, мальчику тоже теперь грустно? Будем надеяться, что его мама учила его держать себя в руках. Идея: учитывать возрастные кризисы Жалоба: «Сегодня у меня кризис 37 лет, поэтому вы мне не нравитесь!» Теперь мы знаем, что есть кризис трех лет и кризис пяти, переходный возраст, гормональные изменения и сепарация. И каждый период, каждая особенность требует определенного подхода. Но при этом, увы, невнимательность, лень, плохое настроение неумение работать в паре тоже никто не отменял. Заманчиво списать их на кризис, принять ребенка таким, какой он есть, и ровно ничего не делать. Но иногда все же стоит напоминать ему про ответственность и нормы поведения. Да и себе, в общем, тоже. Идея: отказ от гендерных стереотипов Жалоба: «Мне 45, а я так и не определился с половой идентификацией. Хотя, в общем, какая разница?» Мальчикам необязательно играть в машинки, девочки могут не любить розовое и готовить, всё так. Но одно дело – естественность и свобода в этом вопросе, другое – сбивание ребенка с толку. Ты точно хочешь костюм принцессы, Катя? Смотри, можно быть и пиратом! Но в розовом! И называть себя Ваней, если хочешь. Или сегодня Катей, а завтра Ваней. И готовить суп, но из гвоздей! Потому что мы тебе ничего не навязываем! Идея: следовать за наклонностями и желаниями ребенка Жалоба: «Мне было пять, когда мама перестала меня слушаться» Не стоит отдавать ребёнка в музыкальную школу, если он грезит дзюдо. Вполне можно разрешить ему самому выбирать себе одежду (и костюм пирата) и окружение. Но всерьез идти за желаниями двухлетки, который сегодня хочет ходить в трех шапках, или тратить три часа на поездку в секцию верховой езды, потому что пятилетка любит пони – плохая идея. Так же, как и полное отсутствие правил и границ. Без них ребенок с большей вероятностью вырастет невротиком, а не гармоничной личностью. Или в полтора года он сказал, что к этому и стремиться?

5 перегибов современного воспитания
© Детстрана.ру