Люди, которым приписывалась связь с нечистой силой
Крестьянская жизнь сопровождалась множеством ритуалов, которые должны были сохранить и приумножить имущество земледельца. Неудивительно, что представителей некоторых профессий считали своего рода связными в отношениях с потусторонней силой. Таких людей уважали и побаивались, опасаясь вызвать их гнев, ведь они могли призвать на помощь нечистую силу и отомстить.
Кузнец
У представителя этой профессии в деревне был особый статус. В кузнеце видели творца, который управляет огнем и металлом, а значит, и властвует над самыми грозными стихиями. Кузнец мог победить нечистую силу, а мог и призвать для выполнения работы.
В кузнице нельзя было ничего трогать без разрешения хозяина. Хороший кузнец мог заговорить свои изделия как на удачу, так и на беду.
В заговорах бытовали и небесные кузнец Демьян и Кузьма, которые, кроме всего прочего, могли обеспечить и счастливое замужество.
Фольклорные представления о кузнецах хорошо отражены у Гоголя. Его герой Вакула ловко управляется с чертом, но при этом является сыном ведьмы Солохи.
Мельник
Мельники традиционно считались колдунами, а мельницы — магическим местом, где, по поверьям, русалки мыли волосы, а черти и упыри играли в кости. Наиболее опасной считалась разрушенная или заброшенная мельница, где легко можно было стать жертвой злых сил.
Сначала это касалось более простых в устройстве водяных мельниц, потом и ветряных. Таким образом, мельник считался владыкой воды и ветра. Мельники обычно были зажиточными людьми и обладали особым статусом, ведь их власти было зерно, главное крестьянское богатство.
У каждой мельницы был свой потусторонний хозяин, водяной или леший (если речь идет о ветряной мельнице). Водяной появлялся в омуте в виде огромной рыбы, чаще всего сома, леший
мог предстать и как человек огромного роста, и как вихрь.
С водяным или лешим мельник заключал особый договор, закрепляемый жертвой.Обычно это было животное, однако в народе были уверены, что для первого запуска колеса следовало принести в жертву человека.
Традиционные представления о мельниках можно найти у Тургенева ("Бежин луг"), Пушкина ("Русалка") или, например, у Отфрида Пройслера ("Крабат, или Легенды старой мельницы").
Плотник и печник
С этими людьми опытные люди и вовсе старались не ссориться. От их мастерства зависела счастливая жизнь в новом доме. Если же хозяева отказывались достойно оплачивать работу мастеров, то последние могли напакостить, оставить "куколку" из щепок. Таким образом, в избе появлялась кикимора, которая вредила домочадцам. Кроме того, бытовало представление, что перед строительством избы мастера обязательно делали "заклад на голову", символически приносили в жертву животное или человека. После ритуала объект заклада быстро умирал.
Пастух
Обычно пастухами становились совсем бедные селяне, а иногда и пришлые. Обычно статут чужаков и бедняков был низким, но отношение к пастуху было двойственным. Ведь именно от него зависела сохранность скота, прежде всего, коров, дороже которых в хозяйстве ничего не было.
Поэтому считалось, что хорошие пастухи обладают тайной силой, с ее помощью отваживают хищников (в первую очередь, волков) от стада, и договариваются с лешим, чтобы животные не терялись и не болели. Именно пастух был главным посредником в отношениях деревенских жителей с грозным лесным хозяином, приносил ему необходимые жертвы. Да и сам леший представлялся лесным пастухом, который точно также заботится о лесных зверях.
Главным магическим инструментом был, конечно, посох, которым пастух и призывал как лешего, так и лесных духов меньшего ранга. Иногда пастуху приписывались и свойства оборотня, которые помогали ему "уговорить" волков не нападать на стадо.