Загадочная история исчезновения Дэна Купера

Почти полвека назад неизвестный просто выпрыгнул из летящего самолета с деньгами и исчез.

Загадочная история исчезновения Дэна Купера
© U.S. Federal Bureau of Investigation

В аэропорту штата Орегон 24 ноября 1971 года некий мужчина зарегистрировался на рейс номер 305 авиакомпании Northwest Airlines под именем Дэн Купер. Самолет Boeing 727-51 направлялся в Сиэтл, вместе с мужчиной летели еще 36 пассажиров и шесть членов экипажа. Перелет должен был занять не больше получаса.

Дэн Купер занял место в конце салона, заказал бурбон с газировкой и принялся курить сигару. Через восемь минут после взлета он передал одной из стюардесс записку и настоял на том, чтобы она ее прочла. Со слов девушки в записке сообщалось о бомбе, находившейся в дипломате у незнакомца. Затем Купер попросил стюардессу сесть рядом и выслушать его требования. Оказалось, что он хочет, чтобы ему предоставили 200 тысяч долларов 20-долларовыми непомеченными купюрами и два набора гражданских парашютов, а также организовали дозаправку судна в Сиэтле.

Несмотря на то, что по тем временам запрошенная Купером сумма была огромной, глава авиакомпании Northwest Airlines вместе с ФБР приняли решение предоставить выкуп и дали распоряжение экипажу выполнять требования злоумышленника. Купер настаивал, чтобы к моменту посадки все было выполнено, и пока деньги собирали по местным банкам, самолет два часа кружил над Сиэтлом. Пассажирам сообщили, что посадка задерживается из-за "небольших технических трудностей", чтобы на борту не возникло паники.

После приземления Boeing 727-51 встал на отдаленной полосе. Свет внутри приглушили и опустили шторки на окнах, чтобы снайперам было не достать угонщика. Деньги и парашюты Куперу принес сотрудник Northwest Airlines, после чего захватчик отпустил пассажиров и двух бортпроводниц, оставшись с экипажем и еще одной стюардессой на борту.

Во время дозаправки Дэн Купер изложил свой новый план полета экипажу. Он собирался лететь в сторону Мехико на минимально возможной скорости (около 185 километров в час) и как можно ниже (до трех тысяч метров, хотя обычная высота полетов составляет десять тысяч метров). Кроме того, мужчина требовал не убирать шасси, опустить закрылки на 15 градусов и оставить кабину разгерметизорванной. Еще от одного требования - оставить задний трап, расположенный под хвостом, опущенным, Куперу пришлось отказаться. Экипаж убедил злоумышленника, что при таком раскладе взлет будет слишком опасным. К тому же Куперу пришлось согласиться на дозаправку в Неваде, поскольку топлива до Мехико при всех его условиях не хватило бы.

Вечером этого же дня, как только самолет оторвался от земли, Купер попросил стюардессу пройти в кабину пилотов и закрыть дверь. Минут через 20 после взлета экипаж увидел, что загорелась сигнальная лампочка, указывающая на то, что Купер опустил кормовой лестничный аппарат. К тому времени уже стемнело, лил сильный дождь. Через систему внутренней связи пилоты поинтересовался у Купера, не требуется ли ему помощь, на что тот ответил отказом. В 20:13, минут через 30 после взлета, задняя часть самолета резко дернулась, и экипажу пришлось стабилизировать воздушное судно. Примерно через два часа Boeing 727-51 сел в аэропорту Рино штата Невада, как и было запланировано. Агенты ФБР и местная полиция обыскали самолет, однако Купера там уже не было. С тех самых пор его больше никто не видел.

В историю захватчик вошел под именем Ди Би Купер из-за ошибки в СМИ, однако это не так уж и важно, поскольку имя Дэн Купер оказалось фальшивым. Предположительно, таинственный угонщик взял себе псевдоним из комикса про канадского военного летчика, которого именно так и звали.

Сразу после этих событий на Купера началась масштабная охота: целые районы прочесывались с земли и с воздуха, проверялись все дома и квартиры, агенты ФБР пообщались с тысячами подозреваемых, но все усилия были тщетными, преступника буквально простыл след.

В этой истории казалось загадочным все. Во-первых, за угнанным самолетом на достаточно близком расстоянии летели несколько военных истребителей, пилоты которых утверждали, что не видели прыжок Купера. Во-вторых, предполагаемым местом приземления преступника были окрестности озера Мервин в штате Вашингтон, но никаких его следов там не обнаружилось. В-третьих, несмотря на то, что мужчина оставил в самолете 66 отпечатков пальцев, по ним не удалось определить, кому они принадлежат. И в-четвертых, при составлении фоторобота очевидцы путались в показаниях. Одни отмечали, что Купер был темноволосым и темноглазым мужчиной среднего возраста, другие говорили о рыжем парне в парике и даже с макияжем.

В 1980 году на берегу реки Колумбия нашелся пакет с полусгнившими 20-долларовыми купюрами, в котором было всего около шести тысяч долларов. Следствие по серийным номерам банкнот подтвердило, что это часть денег Купера. Позже фанаты этой истории организовали любительские поиски в той местности, где спрыгнул Купер, благодаря чему удалось найти инструкцию с подробным описанием того, как опустить задний трап самолета. За почти 50 лет поисков больше ничего толкового найти не удалось, кроме этих крупиц, которые никак не помогли следствию и не прояснили ситуацию с загадочным исчезновением Купера. Однако расследование этого дела продолжалось аж до 2016 года. Сегодня оно находится в архиве, а Дэна Купера так и не нашли.