Почему Толстого отлучили от Церкви

Лев Толстой - один из наиболее известных русских писателей и мыслителей. Графа уважали во всем мире, им восхищались, его «боготворили». Неудивительно, что для многих его отлучение от Церкви стало настоящим шоком. \Почему это произошло, расскажет «Рамблер».

Почему Толстого отлучили от Церкви
© Картина Ильи Репина «Лев Толстой на пашне»

Существует две версии того, как появился роковой документ об отлучении Толстого. По одной версии, инициатива всецело принадлежала Константину Победоносцеву, всесильному обер-прокурору Синода — главному надсмотрщику над церковью со стороны государства. Согласно другой версии, инициатором отлучения стал санкт-петербургский митрополит Антоний. В частных беседах он часто говорил о необходимости «приструнить зарвавшегося графа».

Как отмечают историки и богословы, постановление Синода было скорее констатацией свершившегося факта — выхода Толстого из Церкви, — нежели его принудительным исключением из нее. Лев Николаевич к тому моменту уже много лет не посещал служб и не участвовал в таинствах, открыто называя себя противником Церкви.

Тем не менее, отлучение писателя от церкви в феврале 1901 года произвело эффект разорвавшейся бомбы. Популярность графа в обществе была очень высока, и реакция образованного российского общества на решение Синода была однозначной — «произошла страшная, вопиющая несправедливость, реакционное бескультурное духовенство посягнуло на великого русского писателя».

Толстого быстро провозгласили жертвой режима, и над головой писателя засиял ореол мученика. Но среди газетной шумихи мало кто задумывался о том, что же все-таки произошло между русской церковью и Толстым.

Если рассматривать религиозные взгляды Льва Николаевича, можно сделать вывод, что он был не столько обличителем русской Церкви, сколько близок к отрицанию самой основы христианства. Таким образом, окажись Толстой в среде католиков-консерваторов, вероятно, его постигла бы та же участь. В России же церковники, вероятно, были для графа носителями тех взглядов, которые стали ему чужды, и оттого раздражали.

Ни одно из существующих учений не устраивало Толстого до конца, и в поисках «идеальной религии» он создал собственный кружок. В религию он развиться не успел, но «Евангелие от Толстого» все же было создано.

Главная опасность заключалась в другом — учение Толстого начало распространяться среди русской интеллигенции, входить в моду. Сам писатель приобрел ореол духовного учителя и наставника. Авторитет Православной церкви стремительно падал. Авторитет же Толстого столь же стремительно рос: приверженцев толстовского учения становилось с каждым годом все больше и больше.

В связи с этим появилась реальная угроза духовного бунта, и Церковь не могла позволить себе молчать. Именно попытка сформулировать и создать свое религиозно-нравственное учение и вызвало самую жесткую реакцию. Это и взрывало, по мнению церковных авторитетов, самую душу русского народа. Поэтому и опасен был Толстой, «толстовщина», и потому она и была так сильна.