Черёмуха плюс вишня и уколы деревьям: результаты экспериментов Мичурина 170 лет спустя

Что ни говори, а Иван Владимирович Мичурин — фигура в истории науки поистине парадоксальная: не имея высшего образования, он стал почетным членом Академии наук СССР. Будучи скромным практиком из города Козлова, он дожил до того дня, когда этот город переименовали в его честь — Мичуринск. Этот гениальный самоучка не ждал милостей от природы, он брал их сам, вооружившись скальпелем для прививок, пинцетом и несгибаемой верой в безграничные возможности селекции. В этой статье вспоминаем алхимика русского сада, со дня рождения которого 27 октября исполнилось 170 лет...

Иван Мичурин: к чему привели эксперименты алхимика русского сада
© runews24.ru

В эпоху, когда до открытия спирали ДНК оставалось полвека, Мичурин действовал интуитивно, но с поразительной точностью. Его лабораторией был сад в Тамбовской области, а главными методами — так называемая «садовая хирургия» и искусственное опыление. Словно по волшебству, он видел в каждом растении не застывшую форму, а пластичный материал, из которого можно создать нечто совершенно новое.

Бессмертное наследие: сорта, которые живут в наших садах

Главным мерилом успеха для селекционера является время. Десятки сортов Мичурина прошли эту проверку и до сих пор радуют садоводов по всей стране. Среди них настоящие легенды. Может быть, и в вашем саду есть такие:

Бельфлер-Китайка. Этот сорт — результат дерзкого союза «аристократического» американского яблока Бельфлер желтый и скромной, выносливой китайки, которую многие считали почти дикой. Мичурин объединил их лучшие качества, получив крупные и вкусные плоды на морозостойком дереве.

Пепин Шафранный. Настоящий шедевр селекции, ставший одним из самых популярных сортов в России. В его «родословной» смешались гены французского Ренета орлеанского, литовской пепинки и все той же незаменимой китайки, подарившей ему зимостойкость.

Бессемянка Мичуринская. Улучшенная версия старинного народного сорта, лишенная главного недостатка своего предка — мелких семян.

Эксперименты на грани возможного: самые смелые гибриды

Мичурин не боялся соединять то, что в природе никогда бы не встретилось. Его самые смелые эксперименты казались современникам чудачеством, но сегодня их плоды — привычная часть нашего садоводства.

Церападус и Падоцерус. Гибрид вишни и черемухи. В разгар Гражданской войны, в 1919 году, Мичурин скрестил вишню с пыльцой дикой японской черемухи Маака. Так появился церападус. Позже он провел и обратный эксперимент, опылив черемуху пыльцой вишни и получив падоцерус. Эти гибриды оказались невероятно устойчивы к болезням и морозам.

Дюк — дитя вишни и черешни. Первым успешным гибридом вишни и черешни стала знаменитая «Краса Севера», полученная в 1884 году. Крупные, сладкие ягоды этого сорта доказали, что подобные межвидовые союзы возможны и перспективны.

Ренет бергамотный — яблоко с душой груши. Пожалуй, один из самых удивительных экспериментов — скрещивание яблони сорта Антоновка с дикой грушей. Полученный гибрид стал живым доказательством смелости научной мысли Мичурина.Другие союзы: Мичурин успешно «поженил» сливу с терном, получив выносливые ренклоды, и скрещивал рябину с боярышником.

«По дороге в Мичуринск везде яблоневые сады, яблочки - загляденье. Каждый год на несколько дней приезжаю на родину в Тамбовскую область. Все вкусно: яблоки, груши, вишни и картошка», – поделилась своим впечатлением одна из пользовательниц сети (здесь и далее авторский стиль и орфография соблюдены).

«В армии лежал в госпитале во Владимире в 1978 году, на территории госпиталя было два дерева мичуринской рябины, ягоды размером были в 3-4 раза крупнее обычной, но без горечи и ягода вкуснейшая, кисло сладкая, слегка терпковатая. Само дерево тоже было в 2-3 раза крупнее обычной рябины», – рассказал еще один очевидец.

«Частенько по работе езжу мимо опытного хозяйства Всероссийского НИИ садоводства имени И. В. Мичурина. Недалеко от Мичуринска. Дело его живёт...»

Сахарные инъекции как прорыв

Изобретательность Мичурина не ограничивалась скрещиванием. В попытке повлиять на свойства растения он прибегал к методам, которые сегодня назвали бы новаторскими. С 1910 по 1915 год он буквально делал уколы с сахарным раствором в ствол молодого гибрида груши. И результат не заставил себя ждать: плоды с каждым годом становились заметно слаще. Сорт получил говорящее название — «Суррогат сахара».

Конечно, путь гения не был усыпан одними лишь розами. Были и неудачи. Например, многолетние попытки создать морозостойкий персик путем скрещивания его с бобовником привели к появлению гибрида «Посредник». Он отлично переносил холода, но, увы, так и не дал плодов.

В любом случае, наследие Ивана Мичурина — это не просто сотни новых сортов. Это смелая мечта о том, чтобы заставить южные сады цвести в северных широтах, которая сегодня становится реальностью. И сегодня, когда мы слышим, что в Московской области официально начинают производить вино, то непременно стоит вспомнить человека, который еще сто лет назад верил, что для русского сада, особенно не в южных широтах, нет ничего невозможного!