Что такое роскошь?
Катерина Архарова Русская служба Би-би-си, Лондон В музее Виктории и Альберта (V&A) собрана богатейшая коллекция декоративно-прикладного искусства со всех, даже самых удаленных, уголков мира. Поэтому этому музею стоит только заглянуть в свои запасники – и новая выставка готова. Но тамошние кураторы не идут по проторенным дорогам. Они решили посмотреть на роскошь в нестандартной стороны, тем более что от музея через дорогу расположен магазин Harrods, где можно познакомиться с обывательской стороной роскоши. Выставка небольшая, но разбита на разделы: "Необязательные предметы", "Для удовольствия", "Инвестиция", "Будущее роскоши". В "Необязательных предметах" мы видим починенный складной стул дизайнера Пауло Голдштейна, который стал редким предметом, поскольку владелец стула "починил" его с таким остроумием, вложил в него столько труда и умения, что этот предмет обихода явно вышел за рамки обыденного. Чтобы создать что-то подобное, надо не только порыться в сарае, но и приложить немалую фантазию. А вот Нора Фолк оплела очень тонкое нейлоновое нитевидное волокно вокруг стеклянных шариков, взятых из детской игры, и получилось, будто это действительно ожерелье, сделанное из мыльных пузыриков. Или, например, обычный портфель для бумаг - то, что называется "дипломат", неотъемлемая часть образа любого бизнесмена. Дизайнеры Studio Ruuger использовали классический дизайн портфеля-дипломата и нанесли на него изысканный рисунок из порхающих ласточек в стиле фламандцев XVI века, и получилось то, с чем не стыдно пройтись по любой фондовой бирже мира каждому уважающему себя бизнесмену-метросексуалу.Таких дипломатов сделано было только два, а на изготовление каждого ушло 300 часов. Кстати, о часах. Оказывается, чтобы подмастерью, попавшему по счастью в одну из старейших швейцарских часовых фирм Vacheron Constantin, стать мастером, ему потребуется учиться 17 лет! Больше, чем на врача! Или вот поразительнейший объект: люстра из одуванчиков. Это такой поэтический взгляд дизайнеров Studio Drift на то, как может взаимодействовать природа и новейшие технологии. Сделана она следующим образом: внутрь головок настоящих одуванчиков вставлены светодиоды, а электрическая цепь собрана по новейшим технологиям из легированной фосфором бронзы. Каково будущее роскоши? Ответу на этот вопрос посвящен последний раздел выставки, и, конечно, каждый творческий человек или коллектив решает проблему по-своему. По мысли китайского дизайнера, пластмасса в будущем может стать роскошью, и он демонстрирует эту мысль с помощью трех предметов мебели, сделанных из этого, кажущегося нам сегодня неценным материала. "Автомат по выдаче ДНК" - это экспонат художника Габриэля Гарсия-Коломбо, который хочет привлечь внимание к тому, что мы все больше и больше теряем контроль над своей собственной личностью - даже наше ДНК становится предметом для хранения в неких государственных учреждениях. Внешне этот изысканный ансамбль похож на черепаховый гарнитур с инкрустацией из моржового уса и некоего редкого экзотического дерева. Но на самом деле туалетный столик и набор расчесок дизайнеры Studio Swine выполнили из каучука и человеческих волос, тоже для кого-то быстроисчезающего дополнения к собственной внешности. Ясно, что для каждого роскошь обозначает что-то свое, иногда очень конкретное, когда материальное, а когда и нет. Роскошью в наше время постепенно становится знание и умение что-то сделать своими руками, потому что мы все больше отдаляемся от процесса производства чего бы то ни было. Музейные себяшки, например, тоже скоро станут "роскошью", поскольку многие музеи их уже запретили, но V&A пока нет, так что надо успеть попользоваться. Выставка What Is Luxury продлится до 27 сентября, вход свободный
