Акула и человек: время перестать бояться

В черной комнатке на третьем этаже выставочного пространства Фонда культуры «Екатерина» — обнаженная натура. Абсолютно голый художник опустился в бассейн с акулами, желая показать: они могут жить вместе с людьми. Перформанс не прошел для выставки даром: перед комнаткой установлен большой знак «18+». «Это не значит, что на выставку нельзя ходить с детьми», — объясняет экскурсовод Саша. — «Мы обязаны были его поставить». По выставке Саша ходит уверенно: в университете учила китайский, поэтому азиатские концептуалисты для нее — почти родные. Например, Ван Луянь — самый известный китайский художник на выставке. «Влияние силы тяжести на устремленный вверх предмет» — трехтонная инсталляция, сделанная специально для Москвы. Внизу — поплавки, которые цепляются к сетям рыболовецких судов. Наверху — сталь. Сила тяжести давит на силу океана. Кстати, на Кузнецком мосту в два раза больше работ, чем было в Монте-Карло. Выставка приехала из Монако, где 9 месяцев экспонировалась в знаменитом музее океанографии, который основал еще Кусто. Именно там, в Монако, коллекцию увидел Бизнесмен Владимир Семенихин, основавший 13 лет назад вместе с женой Фонд культуры «Екатерина». В соседнем зале «Просвещение» Юй Яна: силуэт рыбы, сделанный из гарпунов. Изогнувшаяся акула символизирует боль. Чуть подальше — настоящее сердце, будто сотканная из булавок. «Эта штука поражает всех огромным количеством рыболовных крючков, сплетенных вместе, — поясняет Саша. — Внешне сердце, прямо как человечество, может показаться глянцевым, но внутри — сплошные острия. Молодой человек у нас во время монтажа распорол руку». Спрашиваем: и что, «скорую»? Саша отмахивается: «Да нет — заклеили пластырем». Фото: BFM.ru Владимир Семинихин основатель фонда культуры «Екатерина» «180 тысяч акул убивает каждый час во всем мире. То есть эта какая-то гигантская, совершенно трудно перевариваемая цифра. Конечно, акула — это существо, которое выражает вряд ли симпатию. Мы долго перебирали и нашли у этого хищника только единственное воплощение нормального персонажа: в диснеевском мультфильме «В поисках Немо». Акуленок Брюз, вегетарианец, который пытается дружить с рыбками. Конечно, это о многом говорит. Выставка в музее хореографии в Монако, на художественный смысл выставки был все-таки меньше упора, больше на сам экологический проект. У нас же больше выражено само чистое искусство, и, как нам показалось, самим китайским артистам выставка в нашем фонде им нравится намного больше, чем в Монако». «Малыш» Ся Хан — акула, собранная из предметов, похожих на шестеренки. Отсылка к одной из двух атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки (одна называлась «Малыш», другая «Толстяк»). Художник сравнил силуэт бомбы и акулы, говоря о том, что в попытках уничтожить природу, человек может уничтожить себя. В соседнем зале «Плавание» — объемная акула, сотканная из силуэтов обитателей моря. На хвосте среди крабов и кальмаров, внезапно, двое детей. Замысел — объяснить, что акула не тотальное зло, а часть баланса в океане. Тут же вспоминаю, что Владимир Познер больше всего боится акул. Детское впечатление: на палубу корабля, на котором он плыл с родителями вытащили акулу, а потом матрос ткнул ее в глаз, и зверюга отхватила ему руку по локоть. Потом был еще фильм «Челюсти». Думаю, Владимира Владимировича выставка вряд ли переубедит. Фото: BFM.ru Титульная работа выставки называется «Эволюция». Ее видно с улицы — стальная акула, которая ближе к хвосту превращается в расписную аквариумную рыбку. Экспонат теперь останется здесь: фонд получил его в подарок. Вместе с постаментом он весит 150 килограммов. Художник Гао Сяо’У насыпал на постамент песок. «Полдня делал на нем волны. А люди оставляют надписи пальцами», — сетует экскурсовод. Действительно, странно — ведь в глянцевой поверхности этой акулы так удобно делать селфи. Фото: BFM.ru Мы благодарим фонд культуры «Екатерина» и ресторан Bjorn за помощь в организации экскурсии для друзей портала BFM.ru.

Акула и человек: время перестать бояться
© BFM.RU