Кураторы и официальные лица – о старте Уральской биеннале

Екатеринбург, 28 сентября 2015 г. /Пресс-центр "Биеннале"/.На Урале проходит 3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Только за самые первые дни работы биеннале собрала более двух тысяч посетителей. Ключевым термином 3-ей биеннале стала "мобилизация" как способность к изменению, переходу на качественно иной уровень. Основной проект биеннале, площадкой которого стала 10-этажная нефункционирующая гостиница "Исеть", представили международно-известные кураторы – Ли Чженьхуа (Пекин - Цюрих) и Бильяна Чирич (Шанхай). Бильяна Чирич: "Моя экспозиция представляет, как художников с Востока, так и творцов с так называемого Запада и рассматривает художественную систему за пределами рамок капитализма. Мой проект связан с такими темами, как идеология, с понятиями участия, вовлечённости, проблемами коллективного и индивидуального". Ли Чженьхуа: "Я хочу, чтобы мы раскрыли смысл своего пребывания в Екатеринбурге. С самого начала я поставил одно правило – не может быть никаких материалов, привезённых извне. Художники должны использовать местные материалы во взаимодействии с этим памятником конструктивизма". "Вернисажная неделя" биеннале стартовала официальным превью проекта, которое посетил Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. По словам губернатора, биеннале становится в один ряд с крупнейшими выставками современного искусства: "Мне импонирует ключевая тема – мобилизация. Именно готовность и способность быстро адаптироваться к новым экономическим условиям станет залогом уверенного развития нашего региона", - отметил он. "Примечательно, что тема биеннале определяется самим регионом, а форум объединяет не только российских художников и кураторов, но и известнейших зарубежных экспертов и специалистов, тем самым повышая роль России в международном культурном обмене", – отметил министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский в обращении, которое озвучил на предпоказе гендиректор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. В церемонии официального открытия приняли участие мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, генеральный директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин, глава Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Российской Федерации Олег Рыжков, министр культуры Свердловской области Павел Креков, Начальник Управления культуры администрации Екатеринбурга Татьяна Ярошевская, первый проректор Уральского Федерального университета Дмитрий Бугров, проректор по экономике и стратегическому развитию Даниил Сандлер, кураторы основного проекта Бильяна Чирич и Ли Чженьхуа, комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова. Михаил Миндлин, генеральный директор Государственного центра современного искусства (Москва): "Уральская индустриальная биеннале проводится уже в третий раз и это стаж и заслуженный авторитет. В разные годы кураторами были выдающиеся международные специалисты, работающие в области современного искусства. Сегодня в весьма непростой ситуации обострения политических, социальных, межнациональных, религиозных конфликтов, обострения экономической ситуации совершенно очевидно, что главным словом и термином биеннале становится слово «мобилизация». Мне кажется, что это правильно и неслучайно. Потому что мобилизация творческих ресурсов должна стать катализатором мобилизации интеллектуальных ресурсов в этих современных непростых условиях". Министр культуры Свердловской области Павел Креков: 2«Правительство Свердловской области не впервые активно поддерживает проект биеннале. Современное искусство – вещь, безусловно, спорная, и именно этим оно, наверное, и ценно, ведь по большому счету из этих дискуссий рождается определение того, куда мы будем двигаться завтра. Мне кажется, что Уральская индустриальная биеннале современного искусства уже привлекла очень много талантливых людей и этот проект действительно позиционирует регион, город". В первую неделю работы биеннале прошел международный симпозиум "Мобилизация реальности" (куратор – Томас Шевчик) с участием таких международных академических звезд как профессор истории и теории искусств Оксфордского Университета Энтони Гарднер, директор-основатель Музея карикатур в Халоне Галит Гаон, президент Американского университета в Центральной Азии Эндрю Вахтель, профессор славистики Университета Пенсильвании Кевин Платт и другие. В октябре в Екатеринбурге также пройдет заседание программных комитетов Всемирной биеннальной организации, в рамках которого более 40 специалистов со всего мира обсудят в Екатеринбурге то, как биеннале влияют не только на культурную жизнь, но и на финансы, инфраструктуру, быт городов, где они проводятся. В вернисажную неделю состоялись сразу четыре премьеры перформанс-платформы, показы которой проходят в заброшенных помещениях типографии "Уральский рабочий"; открылись спецпроекты биеннале в Уральском филиале ГЦСИ и цеху АО "Уралхиммаш" – тотальная инсталляция Кати Бочавар "Заводы. Прямая речь" и инсталляция итальянского художника Микеле Джангранде "Шестерни"; стартовали проекты параллельной программы и прошли первые встречи с художниками. Гостями профессионального превью стали специалисты международного уровня – программный директор Ливерпульской биеннале Роузи Купер (Великобритания), арт-директор Pikene på Broen Андреас Хоффман (Норвегия), кураторы Московского музея современного искусства Андрей Егоров и Анна Арутюнян (Россия), и другие. Одним из первых стратегически важных итогов запуска работы 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства стало решение о заявке на включение памятников конструктивизма в список культурного наследия ЮНЕСКО. "С 14 по 16 декабря в Санкт-Петербурге состоится Международный культурный форум, и на нем пройдет обсуждение в том числе и включения под защиту ЮНЕСКО всего комплекса зданий конструктивизма, которые расположены в Екатеринбурге. Пока это обсуждается на уровне идеи, к декабрю мы планируем сформировать перечень объектов, который будет вынесен на обсуждение. Отмечу, что помимо Екатеринбурга есть еще предложения от нашей страны", - пояснил глава Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры РФ Олег Рыжков. "Работа с этим памятником конструктивизма, и здесь я имею в виду не только здание гостиницы, но и в целом "Городок чекистов", позволяет нам выйти на новый уровень работы с темой, которая в этом году особенно активно стала разрабатываться как мощное, позиционирующее направление для Урала. Я считаю, очень важно, что как раз благодаря биеннальному проекту мы сможем, в том числе положительно повлиять на процесс, связанный с включением этого комплекса в список всемирного наследия ЮНЕСКО", - комментирует ситуацию комиссар III Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова. Более подробная информация на сайте Уральской биеннале: http://uralbiennale.ru/

Кураторы и официальные лица – о старте Уральской биеннале
© ТАСС