В Мультимедиа Арт Музее открылись сразу две новые экспозиции: первая персональная выставка фотографа Андрея Баскакова, одного из основателей и бессменного председателя Союза фотохудожников России, получившая название "Жизнь в фотографии", и выставка графики французского фотографа, музыканта и художника-иллюстратора Паскаля Кольра. В Париже Кольра хорошо знают даже те, кто никогда не ходит по музеям и не является ценителем высокого искусства. Он автор множества обложек для газет Liberation, Rue 89 и рисунков для Le Mond. Сегодня во Франции газетная и журнальная иллюстрация – совершенно самостоятельный жанр, в котором работают художники с мировыми именами. Но на выставке "6 месяцев мечтаний" зрители увидят другого, не газетного мастера, обычно откликающегося на остросоциальные сюжеты. В Москве представлены иные работы Кольра: трогательные, чуть наивные, но всегда со глубоким подтекстом. Его произведения часто сравнивают по духу с классическими иллюстрациями к "Маленькому принцу" Экзюпери: в простых человеческих чувствах Кольра открывает подлинный смысл жизни, а его фантазии и наивный сюрреализм раскрывает сложные философские вопросы. Графический подход очень прост: обычно на листе, зачастую вырванном из блокнота или альбома, нарисованы всего лишь одна или две фигуры, а уже подпись раскрывает сюжет, например, "Человек, который клеил окна на стены" или "Двое, которые счастливы от того, что могут ужинать каждый вечер вместе". "Связь между текстом и изображением всегда было константой в моей работе. Ведь афиша – это всего лишь отношение между изображением и текстом. Когда я делаю постановочную фотографию, то опять же решаю вопрос отношения между изображением и определенной историей. Подпись под снимком дополняет фотографию, она ей необходима. Мои рисунки подчиняются тому же принципу – рисунок без текста или текст без рисунка не имели бы никакого смысла", – рассказал Паскаль Кольра. На выставке представлены не только итоговые печатные варианты графических изображений, но и самые первые наброски, пришедшую в голову художника. "Меня всегда смущала сакрализация оригинала," – объяснил автор, много лет изучавший искусство плаката и работавший с афишами, в основе которых лежат принципы простоты подачи материала и тиражности. Поэтому оригинальный рисунок, сделанный карандашом или тушью – это лишь первый шаг к воплощению замысла, который можно дорабатывать от эскиза к эскизу. Паскаль Кольра – художник, для которого человечность, любовь, доброта – не просто слова. Для него счастье каждого маленького человека – это огромный мир. Еще одна новая выставка, открывшаяся в пространстве МАММа – это первая персональная экспозиция фотографа Андрея Ивановича Баскакова, классика советской фотографии, основателя и бессменного председателя Союза фотохудожников России, ушедшего из жизни в прошлом году. В нее вошли более 100 работ, созданных в 1970-1980 года, многие из них публика увидит впервые. В основе выставки – три наиболее ярких по изобразительному решению кадра серии Баскакова: "Птичий рынок", "Сенокос" и "Средняя Азия", а также репортажные и портретные снимки, включая портреты известных фотографов. Баскаков – фотограф живых людей. В своей работе он сумел сохранить все лучшее, что есть в любительской фотографии, ее непосредственность, живость, искренность, и перенести их в профессиональное фотоискусство. Он не гонится за редкими и эксклюзивными кадрами, а делает серии снимков, на которых запечатлена обыкновенная жизнь простого человека. При этом, мастер всегда четко схватывает композицию, сложная ритмика которой является главным строительным материалом кадра. Андрей Баскаков всегда занимал особое место в фотографическом сообществе. Являясь тонким и умным фотографом, он обладал к тому же выдающимися организаторскими способностями, был крупным общественным деятелем. Возглавляемый им Союз фотохудожников России, изначально состоявший из двухсот человек, в настоящее время объединяет более двух тысяч мастеров почти из всех регионов страны. Андрей Баскаков искренне болел за творческую судьбу каждого фотографа, проводил огромное количество выставок по всей России и за рубежом, организовывал конкурсы, фестивали и мастер-классы, но так и не сделал ни одной персональной экспозиции, оставив свое творчество на суд потомкам и последователям.
