«Голубой сон на дне океана». Как обрести яркие краски жизни

В Ростовском областном музее изобразительных искусств открывается выставка современных армянских художников «Ближний круг». Это 4-я экспозиция цикла «Теряев и его ученики», на которой представлены работы арт-группы «Чалтырь». Проект организован част­ной ростовской художест­венной галереей. О цене и ценности прекрасного, о том, коснулся ли арт-рынок «творческий» кризис, мы поговорили с Татьяной Коловановой, владелицей галереи, накануне открытия вы­ставки. Что такое южная школа? - Татьяна Николаевна, в Ростове несколько художественных салонов. Чувствуете конкуренцию? - Салон и галерея - это разные вещи. Есть внешнее сходство - и там, и там на стенах картины. Но салон - это по сути магазин. У галереи несколько иная миссия. Мы популяризируем южную школу живописи, организуем новые проекты- это не просто собрание картин на продажу, а выставки, объединённые общей идеей. Мы продумываем концепцию, отбираем работы. Все наши проекты проходят на некоммерческой основе, вход бесплатный. Мы делаем совместные выставки с кураторами государственных музеев и галерей других регионов. Наши выставки рассчитаны на широкий круг зрителей, интересующихся изобразительным искусством. Желательно, чтобы в Ростове открывались новые художественные галереи, но пока их немного и конкуренции мы не испытываем. Все проекты галереи связаны с нашим регионом. Вторая половина 20-го века была богата художниками, которые заняли особое место в истории искусства. У нас потрясающее наследие. Прежде всего это ученики Тимофея Теряева - Калуст Мовсесян, Валерий Кульченко, Кероп Согомонян. Много лет сотрудничаем с Владимиром Рябчиковым. Есть и молодые авторы - Борис Мовсесян, Ирина Минкина, Светлана Дехтяр. Сейчас мы готовим проект «Ближний круг». Это работы донских армянских художников, которые будут выставлены в залах Ростовского областного музея изобразительных искусств. - И всё-таки вы выставляете картины на продажу, а это бизнес, причём довольно рискованный, особенно сейчас, в кризис. Да и не сказать, чтобы в галерее постоянно толпился народ. Или достаточно продать одну-две картины, чтобы оставаться на плаву? - Конечно, мы продаём картины, но живёт галерея совсем на другие средства. Назвать это бизнесом в чистом виде нельзя. Когда мы продаём работу, прежде всего поддерживаем автора. У нас есть стабильный семейный бизнес - своя художественная мастерская, одна из старейших в Ростове. Благодаря этому мы имеем возможность бесплатно вы­ставлять талантливых художников. Я работаю галеристом уже 15 лет. За это время было реализовано немало крупных и необычных проектов, например, вы­ставка кирпичей собирателя Романа Бочарникова и рисунков художника-карикатуриста Андрея Бильжо. И проект «Ученики Теряева». И первая персональная вы­ставка донского живописца Петра Келлера. И выставка с участием американской галереи, художника - классика нашего времени Игоря Тюльпанова: экспонировалась всего одна его работа - «Голубой сон на дне океана» размером 144 на 157 см. Картины продаются независимо от того, какие сегодня погода на дворе и курс доллара. Процессы, которые происходят в обществе, никак не влияют на дела галереи. В чём секрет картины? - И кто ваши покупатели? - Живопись покупают люди чуткие, которые хотят разбираться в искусстве и окружать себя прекрасным, подлинными вещами. Зрительные впечатления очень важны для человека. Есть, конечно, дешёвые постеры, и порой рамы, которыми их оформляют, стоят в несколько раз дороже. Но это самообман. Настоящая живопись несёт заряд энергии. Искусство выбирает людей тонких, которые, соприкасаясь с прекрасным, восполняют свою жизненную энергию, ­ук­репляют надежду на будущее. У нас покупают картины и очень известные медийные личности, и представители власти. Но было и так, что человек просто шёл мимо по Пушкин­ской, даже и не зная, что здесь есть галерея, случайно забрёл и приобрёл у нас несколько работ на очень крупную сумму. Многие наши картины уехали в Москву, Америку, Испанию, Германию, Данию, Англию. Мы всегда даём сертификаты о подлинности произведений, но проследить их дальнейшую судьбу не всегда возможно. Да и к тому же галерея не называет своих покупателей. - Сколько стоят картины и как вы их оцениваете? - Есть определённые критерии отбора работ. Ценятся время, в которое была написана работа, её размер, этюд это или законченное произведение. Но важнее всего, конечно, имя художника и то, насколько он востребован на арт-рынке: есть авторы, картины которых продаются одна за другой. Декоративные работы для укра­шения интерьера продаются в салонах в ценовом диапазоне 5 - 50 тысяч рублей. Это качественные работы, но есть вещи, которые невозможно повторить, и они стоят гораздо дороже, как хорошие автомобили. Произведение искусства - это очень выгодная инвестиция. И не только в денежном эквиваленте. - Но как человеку, не разбирающемуся в живописи, отличить произведение искусства от пустышки? - Полагаться на интуицию. У каждого из нас есть способность прочувствовать вещь - действительно ли она прекрасна, или это сиюминутное впечатление, хочется ли ею обладать. И, конечно, стоит обратиться к специалисту. Для этого и существуют художественные галереи. Как рождалась идея? - А вы человек искусства? Или необязательно быть профессионалом, чтобы держать галерею? - Открывать новые имена, угадывать, кто будет востребован - это тоже своего рода искусство. Человеку без художественного образования заниматься этим сложнее. Нужны профессиональные знания и чутьё. Я получила прекрасное художественное образование. Много лет назад написала программу своей жизни, одним из пунк­тов которой была собственная мастерская декора. Я собрала команду декораторов. Мы оформ­ляли частные и общественные интерьеры. Параллельно с этим я много лет собирала свою коллекцию картин. Постепенно это переросло в настоящую страсть. Так родилась идея художественной галереи. Рядом оказались талантливые люди - искусствоведы, художники. Если ты что-то делаешь ­увлечённо, вся Вселенная помогает тебе. - А в семье у вас есть художники? - Муж занимается делами мастерской. Моя старшая дочь довольно успешный декоратор. Вторая дочь окончила Академический институт им. Репина по специальности историк искусства. Трое сыновей ещё учатся. Все мои дети рисуют, а я офор­м­­ляю их работы. - Дети, муж, галерея, и вы­глядите прекрасно... Как вы всё успеваете? - В моей жизни каждый новый проект начинался одновременно с рождением ребёнка. Женщина способна на многое, когда она увлечена любимым делом. Если Бог хочет подарить ей малыша, значит, он ей доверяет. Дети дарят нам надежду и силы. Материнство высвобождает энергию, которая дремлет в женщине и даёт невероятно мощный толчок к самореализации. С ребёнком приходят новая эпоха, новые возможности и идеи. Конечно, я не так много времени провожу со своими детьми. Но ребёнок растёт счаст­ливым, если счастлива его мама.

«Голубой сон на дне океана». Как обрести яркие краски жизни
© АиФ Ростов