«Галерея РОСИЗО» открылась в бывшем павильоне «Советская культура» на ВДНХ

На ВДНХ состоялась торжественная церемония открытия «Галереи РОСИЗО», которая разместилась в павильоне № 66. В мероприятии приняли участие вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец, Министр культуры РФ Владимир Мединский, директор «РОСИЗО» Сергей Перов и председатель президиума Фонда развития современного искусства Иван Демидов. «Это не только уникальная выставка, но это и замечательное здание, само по себе историческое. И пространство вокруг подчеркивает значимость этого центра и культурного события. Я думаю, что новый экспозиционный центр станет местом серьезного притяжения, образования, культурного познания для москвичей, гостей столицы, для россиян. И важно, что сегодня «РОСИЗО» играет ведущую роль в организации выставок на мировом пространстве», - отметила Ольга Голодец. Она добавила, что за прошлый год выставки «РОСИЗО», которые проходили в 14 странах мира, посетило более миллиона человек. «Большое спасибо Правительству Москвы, которое понимает, что ВДНХ - это выставка достижений не только народного хозяйства, промышленности, но и культуры, и поэтому передало нам несколько замечательных павильонов. В том числе бывший павильон «Советская культура». Мы уже открыли «Политех», открыли выставочный зал Музея Востока, в этом году павильон «РОСИЗО». У нас на очереди Музей кино и много что еще. Поздравляю вас. Добро пожаловать на выставку», - сказал на церемонии Владимир Мединский. «Галерея РОСИЗО» начинает свою работу выставкой «Всегда современное. Искусство XX-XXI вв.». Экспозиция включает в себя три раздела: искусство первой половины ХХ века, 1960-1980-е гг. и творчество наших современников. В центре внимания каждого периода — стилевые поиски и художественные решения, запросы времени и ответы на них художников. Первый раздел начинается с работ, которые произвели революцию в представлении о задачах искусства — с произведений русского авангарда. Разрыв с классической школой живописи, стремление к эксперименту, поиск новых форм — важнейшие черты этого течения. Экспозиция демонстрирует основные направления русского авангарда: неоимпрессионизм в версии Александры Экстер, сезаннизм («Натюрморт» Ивана Малютина), кубофутуризм («Портрет актера» Михаила Ле Дантю), кубизм («Городской вид» Алексея Грищенко, «Композиция. Кубизм» Георгия Носкова), супрематизм («Супрематизм» Ивана Клюна). Авангард развивался в 1910-1920-е годы, но в начале 1930-х, после постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» стало окончательно ясно: творческим экспериментам приходит конец. Основной тенденцией этого десятилетия стало развитие искусства, доступного для понимания самой широкой аудиторией — так родился художественный метод «соцреализм». Картины этого периода посвящены индустриализации, военным победам и труду: «Демонстрация на площади Урицкого» Василия Викулова, «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» Кузьмы Николаева, «Колхозники приветствуют танкистов» Екатерины Зерновой и др. Второй раздел выставки рассказывает о произведениях художников 1960-1980-х годов. В советском искусстве этого времени одновременно с реализмом в духе 1930-1950-х годов (скульптуры Николая Томского, Льва Кербеля) существовали и его стилистические модификации — например, «суровый стиль» («В чулане» Гелия Коржева, «Апшеронский интерьер Таира Салахова). Начиная с 1970-х годов, используются приемы, характерные для фотореализма («Смена» Леонида Семейко, «Эксперимент в космосе» Лемминга Нагеля), экспрессионизма («Персонажи, качающиеся на качелях» Натальи Нестеровой), фантастического реализма и сюрреализма («Золотой век» Александра Ситникова, «Семья. Мои современники» Ольги Булгаковой). Некоторые художники возрождали традиции русского авангарда. После выставок в Манеже в 1962 году и на пустыре в Беляево в 1974 году, получивших международный резонанс, эту линию искусства стали называть «альтернативной» и «неофициальной». В экспозиции она представлена произведениями Владимира Андреенкова, Бориса Орлова, Евгения Рухина, Бориса Турецкого. Третий раздел посвящен современному искусству — начиная с конца ХХ века и вплоть до текущего момента. Экспозиция третьего раздела продемонстрирует, как в наше время разные стили в живописи стали инструментами художественного языка. Художники часто цитируют известные работы своих предшественников и используют узнаваемые приемы, формируя новый визуальный язык. Вместе с классиками современного искусства в этом разделе также будут представлены работы молодых художников, которые вдохновляются эстетикой новых медиа. Искусство XXI века в экспозиции представлено произведениями культовых художников. Зрители увидят «Вид Москвы из Мадрида» Эрика Булатова, «Жизнь небесная» Игоря Макаревича, «Амстердам» Георгия Гурьянова, «Форциссия» Ирины Наховой и др. На выставке представлены картины из собраний Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Ярославского художественного музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного центрального музея современной истории России, Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», а также из частных коллекций и ряда московских галерей. Для справки: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» был основан в 1959 году Министерством культуры РСФСР. Это многопрофильная организация, которая занимается разработкой и реализацией выставочных проектов в партнерстве с ведущими мировыми музейными и культурными учреждениями. В 2015 году РОСИЗО было организовано и проведено 53 выставки в России и за рубежом. В настоящее время фонд «РОСИЗО» насчитывает более 40 000 единиц хранения.