Эйзенштейн, Прокофьев, Невский — великое трио «Ночи в музее»

Акцию «Ночь в музее» Государственный центральный музей кино и Центральный музей музыкальной культуры имени Михаила Глинки проведут под эгидой великих имён Эйзенштейн, Прокофьев, Невский. Сегодня, 21 мая на открытой площадке Музея Глинки состоится лекция «Эйзенштейн, Прокофьев и Невский. Великое трио. История создания одного киношедевра» и показ отреставрированной копии фильма «Александр Невский». Об истории создания картины, съёмках и музыкальном оформлении фильма посетителям расскажет учёный секретарь Музея кино, киновед Милена Мусина . Особое внимание в рассказе будет уделено композитору Сергею Прокофьеву, его работе над музыкой в «Александру Невскому» и нюансам процесса озвучивания картины, в котором Прокофьев принимал непосредственное активное участие. Мы показываем отреставрированную «Мосфильмом» копию фильма «Александр Невский». Это одна из лучших картин Сергея Эйзенштейна, у которого, впрочем, плохих картин не было вообще. Очень интересна история создания фильма, история сценария, в которой активное участие принимал сам Иосиф Виссарионович Сталин. И так как это наш совместный проект с музеем Глинки, то мы, вводя зрителей в мир фильма «Александр Невский», делаем особый акцент на работе великого композитора Сергея Прокофьева. Мы будем говорить о том, как создавался саундтрек к фильму, который впоследствии стал самостоятельный крупным музыкальным произведением, в чём была сложность и специфика работы Прокофьева, как он сотрудничал с Эйзенштейном и о многом другом. Уверена, что история будет интересна публике, собравшейся в музее Глинки, то есть тем, кто интересуется искусством вообще и уделяет особое внимание слияниям искусств» , — рассказывает киновед Милена Мусина в комментарии корреспонденту ИА REGNUM. С конца 1930-х годов и до конца своей жизни режиссёр Сергей Эйзенштейн занимался проблемами создания зримой музыки — звуко-зрительного синтеза, полифонического единения музыки, движения и цвета в кино. В фильме «Александр Невский» эту проблему великий теоретик и практик кинематографа решал вместе с Прокофьевым, одним из величайших композиторов ХХ века. Результатом совместной работы стал написанный Прокофьевым саундтрек к фильму, являющемуся ныне одним из величайших достижений мирового кино. Состоящий из симфонической и хоровой музыки, этот саундтрек представляет собой полноценное классическое произведение. Недаром позже Прокофьев объединил все его фрагменты в кантату «Александр Невский», состоящую из семи частей: «Русь под игом монгольским» «Песнь об Александре Невском» «Крестоносцы во Пскове» «Вставайте, люди русские!» «Ледовое побоище» «Поле мёртвых» «Въезд Александра во Псков». Кантата являет собой образец советского историко-героического эпоса. В произведении нашли отражение картины вражеского нашествия, патриотического подъема всего народа, решающей битвы, оплакивания павших и прославления Родины. Темы «Крестоносцы» и «Ледовое побоище» до сих пор используются в различных художественных и документальных киноматериалах.

Эйзенштейн, Прокофьев, Невский — великое трио «Ночи в музее»
© ИА Regnum