Уменьшенную в семь раз обстановку дома друга Пушкина показали гостям Культурного форума

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 декабря. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Миниатюрную обстановку московского дома первой половины XIX века с уменьшенными в семь раз столами и стульями, картинами и столовыми приборами, сковородкой для кофе и стреляющими пистолетами размером не более дюйма показали гостям V Санкт-Петербургского международного культурного форума в музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке, 12. "Первыми выставку "Не дом, а игрушечка" увидели гости Культурного форума, для посетителей миниатюры будут доступны до 19 марта", - пояснили в музее. В центре Зеленого зала музея-квартиры Пушкина установили витрину, повторяющую форму московского дома друга Пушкина Павла Нащокина, с прорезями "окон", через которые можно рассмотреть в мельчайших деталях миниатюры русской работы начала XIX века. Люстры, подсвечники - все работает. В крохотном самоваре можно вскипятить воду, чернильницы и письменные принадлежности, сковородки и шашки на шахматной доске - все действует. "Нащокин потратил на свою коллекцию 40 тысяч рублей. На эти деньги тогда можно было купить настоящий дом", - рассказала корреспонденту ТАСС сотрудница музея. Все предметы исполнены в одной пропорции - 1/7 натуральной величины, чтобы легко объединяться в обстановку. На глазах у Пушкина Работа над коллекцией велась много лет, в этот период Пушкин был частым гостем в московском доме Нащокина и неоднократно упоминал о миниатюрной обстановке в письмах к жене Наталии Николаевне, рассказывая даже о "балах и пирах", которые бывали в домике Нащокина. "В домике был пир. Зажарили мышонка в сметане и подали как поросенка. Жаль, что не было гостей", - читаем в одном из писем поэта. В другом письме: "Дом его (помнишь?) отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! Он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором исправится разве шпанская муха". В другом письме Пушкин отметил: "Домик Нащокина доведен до совершенства - недостает только живых человечков!" Нащокин мечтал подарить свое сокровище жене Пушкина, когда его коллекция будет закончена. Но в 1840-х годах он был разорен и вынужден был заложить свое сокровище. Открывшаяся в рамках Культурного форума выставка, как отмечают музейщики, привела это желание в исполнение. Первая выставка была в 1910 году После смерти хозяина коллекция распалась и рассредоточилась. Впервые собрать ее воедино попытался художник Сергей Голяшкин. Он сосредоточенно скупал отдельные предметы, изготовил новый футляр для домика Нащокина и выпустил серию открыток с фотографиями миниатюры. Выставка открылась в 1910 году в Царском Селе. События XX века вновь добавили драматизма в судьбу уникальной коллекции. Открывшаяся выставка в музее-квартире Пушкина стала межмузейным проектом, в котором участвовали Государственный Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный исторический музей, Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей-заповедник "Петергоф", Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века". Впервые Санкт-Петербургский международный культурный форум прошел в 2012 году. В этот раз его основными площадками стали Главный штаб Государственного Эрмитажа и Российский этнографический музей. Ключевые темы форума в 2016 году: переход от Года российского кино к Году экологии, 125-летний юбилей Сергея Прокофьева, 25 лет СНГ. Основная программа состоит из профессиональной и общественной частей. Первая включает 14 секций, по областям культурной деятельности - это, в частности, "Цирк и уличный театр" (руководитель секции народный артист России Вячеслав Полунин), "Музеи и выставочные проекты" (руководитель секции директор Эрмитажа Михаил Пиотровский), "Массовые коммуникации" (руководитель секции генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов), "Креативная среда и урбанистика" (руководитель секции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов). В общественную часть форума входят бесплатные спектакли, открытые лекции, выставки и мастер- классы, попасть на которые можно по электронному билету форума.