Политическая выставка: Музеи Кремля готовятся принять французские реликвии

Политические коллизии между Россией и рядом стран уже аукнулись нашей культуре. Некоторым московским арт-организациям отказано в грантах с формулировкой: «Ваша страна под санкциями». Но, слава богу, есть государства, которые не смешивают политику с культурой и не наказывают художников в отместку политикам. Наглядный пример — Франция. Сейчас она отправляет знаменитые святыни Средневековья в Музеи Московского Кремля. Тут 3 марта представят одну из ключевых столичных выставок года — «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Стало это возможным благодаря перекрестному году культурного туризма России и Франции. Начался он в Париже с передачи Центру Помпиду внушительной (более 250 работ) коллекции российского современного искусства второй половины ХХ века. Наконец дело дошло до Москвы, где ждут шедевры готики, связанные с эпохой Людовика Святого. Среди них — фрагменты витражей из Сент-Шапель, роспись которых знакомит с библейской историей человечества. Они украшали капеллу до ХIХ века, потом их забрали на реставрацию в Центр национальных памятников, где хранят до сих пор. Особое внимание заслуживают красочные миниатюры, орнаменты рукописных книг, сами рукописи, деревянные скульптуры монарха, его дочери из музея Клюни и церкви Пуасси, где был крещен Людовик. Любителей ювелирного искусства впечатлят терновый венец из собора Парижской Богоматери, корона-реликварий из Лувра, знаменитые лиможские эмали из Эрмитажа и, наконец, Евангелие с драгоценным окладом для богослужений в церкви Сент-Шапель. — Она стоит в самом центре Парижа, — восклицает президент Центра национальных памятников Филипп Белаваль, — как Музеи Кремля находятся в сердце России. Еще поэтому мы согласились на эту выставку. Она с успехом прошла в Париже 3 года назад, хочется, чтобы и в России проект вызвал не меньший энтузиазм. Ведь французское искусство Средних веков мало кому известно, даже на родине его плохо знают. Именно во времена правления святого Людовика сложилась идеальная атмосфера для развития искусств и архитектуры: монарх им всячески покровительствовал. Не жалел денег художникам, усердно воздвигал храмы: собор в Реймсе, монастырь Ройомон, церковь Сент-Шапель при королевском дворце. Хранил здесь святыни, в том числе и терновый венец Спасителя, которым Людовик завладел в 1239 году. Это приобретение превратило французского монарха из династии Капетингов в «наихристианнейшего короля». Затем он собрал более 20 реликвий Страстей Христовых — частицы Креста Господня, камень Гроба Господня, копье сотника Лонгина... Людовик вообще был образцовым христианином, отважным рыцарем, участником крестовых походов и защитником Святой земли. Щедро помогал не только художникам, но и простолюдинам. После обедни выходил из дворца в королевский двор, садился под любимым дубом и принимал всех желающих. Внимательно выслушивал каждого и выносил справедливое решение. Поэтому Людовик Святой и вошел в историю как самый любимый король Франции. — Несмотря на Наполеоновские войны, события 1856 года в Крыму и современные политические коллизии, — замечает специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, — отношения между Францией и Россией в области культуры последние 250–300 лет являются образцовыми. Доверительные отношения наших стран велики. Эта выставка подтверждает их больше, чем подписные договоры и пожимания рук. На то он и Святой Людовик, чтобы спасать и сближать в трудное время.

Политическая выставка: Музеи Кремля готовятся принять французские реликвии
© Московский Комсомолец