Песня узников Аушвица. За колючей проволокой разыгралась античная драма

27 января театр «Новая опера» представляет премьеру спектакля «Пассажирка», посвященную Международному дню памяти жертв холокоста. «ВМ» оценила постановку.Для композитора Моисея Вайнберга, бежавшего из захваченной нацистами Польши в СССР, холокост стал глубокой личной драмой: вся его семья погибла в концлагере Травники. Не удивительно, что тяжелые воспоминания отразились на его творчестве. Вайнберг написал оперу «Пассажирка» в середине 1960-х годов прошлого века по заказу Большого театра, но цензура не пропустила ее на сцену. И вот об опере снова вспомнили в Москве. Тревожные звуки с первых нот, словно раскаты грома, пронзают тишину зала, предвещая что-то жуткое. Но открывается занавес, и публике предстает безмятежная картина — корабль, отдыхающая на палубе аристократия... Среди этой состоятельной публики и немецкий дипломат, главный герой постановки. Он собирается отдохнуть в Бразилии, но неожиданно узнает, что его жена — в прошлом эсэсовка, работавшая в концлагере. Причиной их испорченного отдыха становится неприметная пассажирка — бывшая узница Освенцима, полячка Марта, у которой Лиза была надзирательницей. В «Новой опере» решили выйти за границы театрального действа. На большом экране зритель может проследить мельчайшие изменения в лицах героинь. Действие от начала и до конца построено на контрастах: идиллия плывущего корабля в момент разрушается, когда на сцене вдруг появляются декорации мрачных бараков Освенцима. Эмоции на сцене и в зрительском зале достигают максимума, когда начинаются жестокие сцены истязаний. Опера поражает своим масштабом. Правда, действие не обходится без столь любимых в европейских театрах «новшеств». Там обнаженка никого не смущает. Вот и узники Освенцима появляются на сцене театра «Новая опера» абсолютно голыми, даже и не пытаясь прикрыться. Несколько минут они невозмутимо надевают арестантские робы. Большая часть московской публики к таким откровениям оказывается не готова... Автор идеи и режиссер-постановщик «Пассажирки» Сергей Широков подобную смелость объясняет так: — Миссия нашего спектакля, в сущности, сформулирована в эпиграфе оперы — словах Поля Элюара: «Если заглохнет эхо их голосов, то мы погибнем. Мы обращаемся прежде всего к молодым людям, которые не знают тех обстоятельств, того ужаса, и хотим рассказать им эту историю современным языком». Впечатления зала относительно этого щекотливого момента наверняка неоднозначны, но стоит отдать должное создателям спектакля — действие не позволяет отвести взгляд от сцены. Оценивать находки можно бесконечно: это и ров с настоящей водой прямо на сцене, и пронзительный лай собак, появившихся вдруг на экране — они грозятся загрызть любого, кто отважится ступить за ворота концлагеря. Поражает спокойная прагматичность фашистов. Страшно слышать их размышления о том, куда же девать эти тысячи мертвых тел. Ведь во всем, даже в истреблении врагов, по их мнению, должен быть безупречный порядок. — «Пассажирка» — это колоссальное эмоциональное напряжение, — говорит режиссер-постановщик Сергей Широков. — Это абсолютно прямое высказывание, иногда трогательное и даже сентиментальное, а в некоторые моменты — безумно жестокое. Это и почти античная драма — очень ясная, несмотря на сложность оркестровой фактуры и сверхэкспрессию вокала. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Дмитрий Сибирцев, директор театра "Новая Опера": Эта история очень тяжелая и в то же время яркая. Поэтому и эмоции после просмотра оперы очень противоречивые. Дело в том, что музыка Вайнберга весьма самобытна, поэтому дает сюжету особое прочтение. Лично я доволен тем, что наши артисты могут петь такую сложную музыку, горжусь труппой, оркестром и хором. СПРАВКА В концертном исполнении премьера оперы «Пассажирка» состоялась 25 декабря 2006 года в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Сценическую постановку зритель впервые может увидеть в театре «Новая опера».

Песня узников Аушвица. За колючей проволокой разыгралась античная драма
© Вечерняя Москва