Судьба картины. Сто лет тобольскому раритету…

В 2017 году Россия отметит не только столетие Февральской революции и Октябрьского переворота (1917), но и многих художественных произведений, вобравших в себя вибрации и дух общественных перемен начала XX века. В особом ряду образов времени — картины авангардистов (супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм). В собрании Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника произведения авангардистов представлены картинами Любови Поповой, Ольги Розановой и Александра Родченко. Как уточнила ИА «Уральский меридиан» хранитель коллекций изобразительных источников ТИАМЗ Мария Тропина, «работы авангардистов в собрании музея появились благодаря Пантелеймону Чукомину, который при создании в 1920 году Тобольского музея изящных искусств обратился к Наркому просвещения РСФСР Анатолию Луначарскому. Именно распоряжением Наркома полотна московских и петербургских художников оказались в городе. При упразднении музея изящных искусств все картины переданы в музей-заповедник, где они сейчас бережно хранятся в фондохранилище». Мария Тропина в фондохранилище ТИАМЗ Картина Любови Поповой «Живописная архитектоника» холст, масло, датирована 1917 годом. В этом году картина отметит свой юбилей. Художница родилась 24 апреля (6 мая по новому стилю) 1889 года в имении Красновидово (село Ивановское, Московская губерния) в семье богатого предпринимателя. Первые уроки рисования Л. Попова брала у художника К. М. Орлова, который был другом её семьи. В 1906 году она переехала в Москву, где получила среднее образование в гимназии С. А. Арсеньевой. В 1908 году Попова брала частные уроки в художественной школе Константина Юона. С 1910 по 1912 год Любовь Попова в Италии и Франции берет частные уроки живописи, в том числе у Ле Фоконье и Ж. Метценже. В 1918 году Любовь выходит замуж за историка искусства Бориса Николаевича фон Эдинга — автора исследования «Ростов Великий, Углич», вышедшего в серии «Памятники художественной старины». Художница увлеклась супрематизмом, стала членом группы Казимира Малевича Супремус, вместе с другими художниками-супрематистами работала в селе Вербовке и Скопцы. Художник-оформитель двух спектаклей Театра им. Мейерхольда в стиле «сценического конструктивизма» — «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1922) и «Земля дыбом» С. Третьякова по пьесе М. Мартине «Ночь» (1923). 23 мая 1924 года умер от скарлатины её сын, а через два дня, 25 мая от скарлатины скончалась Любовь Сергеевна. Она похоронена на Ваганьковском кладбище. В декабре того же года в Москве состоялась персональная выставка работ художницы, одного из ярких представителей русского авангарда в изобразительном искусстве. В 1925 году «Живописная архитектоника» переезжает из Москвы в Тобольск. В этом же году переходит в собрание Тобольского музея-заповедника. В миниатюре — Любовь Попова, «Живописная архитектоника»