65-летие отметил художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас. «ВМ» поздравила режиссера с днем рождения, а он рассказал, почему никуда не спешит.Разговор с режиссером начался с его воспоминаний о начале важного этапа его жизни — переезде в Москву. — Вы ведь не сразу согласились возглавить Театр Вахтангова? — На первое предложение Михаила Ульянова (художественный руководитель Московского театра имени Евгения Вахтангова с 1987 по 2007 год. — «ВМ») я ответил: «Нет». Когда Ульянова не стало, я не мог не исполнить его волю. Помню, когда репетировал в Театре Вахтангова спектакль «Ревизор», Михаил Александрович все время наблюдал за процессом. Сначала меня это немного раздражало. А когда Ульянов перестал посещать репетиции, я поймал себя на мысли, что мне не хватает его присутствия. До сих пор живу с этим ощущением. — Вы создали при театре Первую студию, в которую входят молодые артисты. Всех знаете поименно? — Всех. Раньше в Театр Вахтангова брали только выпускников Щукинского театрального института, но мы стали приглашать талантливых артистов из других вузов. Главное, чтобы хорошо играли. Театр — это актеры и еще раз актеры. Как режиссер я никогда не пытался покорить Москву и, кстати, не завоевывал Театр Вахтангова, не воевал за власть и успех. Может, поэтому российская публика оказалась благосклонной к тому, что я делаю, и за это я ей очень признателен. — Вы ставите русскую и зарубежную классику. Неужели у вас не было соблазна — изменить классическое произведение — поставить «по мотивам»? — Не было. Поставить так, как написал автор, донести до зрителя его мысль — непросто. Задолго до постановки я скрупулезно изучаю произведение, книга со мной и днем, и ночью. Я очень внимательный читатель. Раньше нас пытали — зачем ты это ставишь, что играешь, какие цели, почему именно так? Понимаете, во всем должен быть смысл. — Что читаете в настоящее время с прицелом на постановку? — Есть мысль поставить «Фауста» Гете, но говорить об этом пока рано: в театре нельзя спешить. Вообще нигде нельзя суетиться. Быстро никогда не идет на пользу. А работаю я сейчас над оперой-ораторией Стравинского «Царь Эдип» в Музыкальном театре Станиславского. — Вам чего-то не хватило в вашей постановке «Эдипа» в Театре Вахтангова? — Всегда чего-то не хватает. Например, я бы очень хотел петь. Душа моя поет, но музыка остается внутри. В начале репетиций сказал актерам, что я ничего не понимаю в опере, но знаю одно — актер должен звучать, а чтобы он зазвучал, он должен уметь играть. И попросил дать мне возможность помочь им играть. — Нет ли новых предложений от Большого театра, где вы поставили оперу Шостаковича «Катерина Измайлова»? — Предложение есть, но пока я не дал согласие. Нет времени. Не поверите, но все расписано на несколько лет вперед. Есть обязательства, и главные — перед своим театром. — Это правда, что вы интересуетесь и знаете обстоятельства жизни практически всех сотрудников театра, включая работниц гардероба? — В театре важен каждый человек. За все время работы здесь я не уволил ни одного сотрудника: нам нужны хорошие, профессиональные люди. — Это потому что вы сами рано начали работать? — Да, мне надо было помогать маме. В 14 лет я даже хотел жениться — мне нужна была помощница по хозяйству, потому что сам не справлялся. Но желание не реализовалось. Как и мечта стать летчиком: меня не взяли. Еще хотел быть скульптором и даже изваял бюст Владимира Ленина, но меня жестоко раскритиковали, а бюст вождя разбили. Так что сегодня хожу по музеям и любуюсь чужими работами. — Какое качество вы считаете для режиссера главным? — Терпение. Это важное качество для каждого человека, а для режиссера первостепенное. В труппе театра больше 300 человек, и чтобы каждого услышать, понять, раскрыть нужно быть очень терпеливым. — Как вы считаете, какое самое большое наказание для человека? — На мой взгляд, это отсутствие любви. — Вас называют мастером афоризмов, человеком с прекрасным чувством юмора. Почему же вы не ставите комедий? — Все советуют мне поставить комедию! Возможно, я это сделаю. Когда-нибудь. Ведь умирать нужно весело... Но чтобы жить дальше, нужно страдать, я в этом убежден. — По своим личностным качествам вы борец? — Я знаю точно: я солдат. Когда придет время прощаться с Театром Вахтангова, скажу артистам, зрителям: «Я сделал все, что мог, а теперь, пожалуйста, отпустите меня домой». И вернусь в свою родную литовскую деревню. ДОСЬЕ Римас Владимирович Туминас родился в семье литовца и русской. Учился в Литовской консерватории, окончил режиссерский факультет ГИТИСа. С 1994 по 1999 год — главный режиссер Национального драматического театра Литвы. В 1990 году основал и возглавил Малый драматический театр Вильнюса. С 2007 года — худрук Московского театра имени Вахтангова.

Солдат сцены
© Вечерняя Москва