Революция и искусство: в Лондоне показали необычный фильм

Столетие русской революции, до которого остался всего месяц, будет отмечаться во всем мире. Юбилейная программа уже началась — пока вне России. В Лондоне состоялся закрытый показ документального фильма "Революция — новое искусство для нового мира". Британский проект был создан при поддержке российского мецената Алишера Усманова. Картина повествует об одном из знаменательных периодов в истории страны и русского авангарда. "Революция — новое искусство для нового мира" — это документальный фильм и попытка воссоздать атмосферу, в которой творили мастера русского искусства в один из самых ярких и сложных периодов нашей истории. "Было очень много разных течений, разных стилей и разных индивидуальностей, которые творили в это время и создали шедевры", — отмечает Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея. Шагал, Малевич, Кандинский хорошо известны в Европе. Но фильм интересен и тем, что в нем представлены другие достойные, но не столь узнаваемые на Западе имена. "Мы много рассказываем об уникальном мастере — Густаве Клутсисе. Но он был расстрелян в 38-м году, и не стал всемирно знаменитым, совершенно незаслуженно", — рассуждает режиссер фильма " Революция — новое искусство для нового мира" Марджи Кинмонт. Проект организован на средства фонда "Искусство, наука и спорт" российского предпринимателя Алишера Усманова и опирается на собрания крупнейших музеев и беседы с потомками великих художников. "Без такой помощи мы бы не увидели вот этого объединяющего момента связи революционных художников и художников, которые работают сейчас", считает внучка Густава Клутсиса Мария Кулагина. Премьера фильма предшествует масштабной выставке в Лондоне, которая посвящена русскому искусству в период с 1917 по 1932 год. Здесь собраны лучшие экспонаты из Русского музея и Третьяковки, частных коллекций и региональных музеев. Такого собрания под одной крышей ни видел никто. "Это будет очень интересная выставка, которая заставит задуматься о многом и понять, как по-разному люди реагировали на произошедшее", — говорит генеральный директор Третьяковской галереи Зелфира Трегулова. "Когда вы смотрите на эти работы, созданные в одно и то же время, понимаете, что они не могут быть более диаметрально противоположными", — добавляет сокуратор выставки в Королевской академии искусств Наталья Маррей. Время подъема и противоречий объединяло, а затем разделяло не только творчество, но и судьбы. Как написал в своих мемуарах знаменитый Петров-Водкин, "потомки наши со временем разберутся от винтика к винтику в событиях, доисследуются до первопричины, почему закипел котел и почему вообще котлы кипят". Потомки разобрались. Но даже сто лет после революции, в современном мире, котлы продолжают кипеть, причем с не меньшей силой.