10 неизвестных: любовь и шестидесятники на выставке "Оттепель"

По понедельникам большинство московских музеев не работает, но это не означает, что у культуры выходной: прикоснуться к прекрасному можно в любой день недели. Редакция m24.ru запустила рубрику "10 неизвестных", в которой рассказывает о самых интересных произведениях искусства, которые можно увидеть в столице, начиная со вторника или даже отправиться к ним навстречу прямо сейчас. 16 февраля в Третьяковской галерее открылась выставка "Оттепель", посвященная советскому искусству, быту и надеждам эпохи 60-х. В этом беспрецедентном культурологическом проекте собраны более 500 экспонатов из 23 музеев и 11 частных собраний. Каждый раз, начиная текст или разговор об этой выставке, я спрашиваю себя: понимаю ли я искусство шестидесятников? Можем ли мы сегодня осуждать художников "Оттепели" за откровенную патетику языка, за восхищение советской реальностью эпохи? По сути, к этому искусству мы могли бы относиться отстраненно. Как, скажем, к искусству XVI или XIX века – ведь прошло уже 50 лет. Могли бы изучать его формальные стороны – смотреть, кто у кого учился и что на своих картинах изображал. С другой стороны, мы не можем так делать именно потому, что прошло всего 50 лет. Сегодняшнее поколение – поколение наследников той эпохи, и именно нам еще только предстоит осмыслить ее важность, достижения, просчеты и неудачи. Юрий Пименов был одним из художников, изобразивших 1960-е как эпоху надежд за секунду до светлого будущего. Стройки, свадьбы, молодые ученые, автомобили – все это мчится навстречу завтрашнему дню. Его картины зачастую напоминают киноафиши, что не случайно: Пименов работал и как график-иллюстратор, и как театральный декоратор. Его талант был признан еще в сталинские времена, соцреализм такого толка был прост и понятен вождю. Но именно в 60-е Пименов стал одним из главных художников СССР. Для него была важна не столько советская реальность, сколько реальность жизненная во всех своих проявлениях. "Строители Братской ГЭС" – одно из главных произведений так называемого "сурового стиля" рубежа 1950-х – 1960-х годов. Это направление в живописи предшествовало "Оттепели" или даже было его частью. "Суровый стиль" от соцреализма отличался более грубыми формами и сюжетами. Если первый говорил о трудовых подвигах, то второй – о счастливой послевоенной жизни в мирной соицалистической стране. Героями сурового стиля часто становились рабочие, строители, крестьяне, а темами – тяжелый физический труд и "суровость" бытия. Такие лирические мотивы и влюбленные герои были исключением. Таир Салахов – еще один представитель "сурового реализма". Но наряду с такими картинами ("У Каспия") на выставке представлена, к примеру, картина с букетом красных цветов. По словам куратора Кирилла Светлякова, подобное произведение в советское время считалось лучшим подарком: "с одной стороны – цветы, а с другой – картина". Наряду с соцреализмом, воспевавшим советскую повседневность, существовало направление соцарта, над этой реальностью иронизировавшее. Художник Михаил Рогинский был одним из ярких представителей данного направления. Он изображал не идиллические сцены советской жизни и не ее суровый быт, а ее скупую реальность – плитку, предметы интерьера, "поэзию" советских кухонь. Эрик Булатов стал одним из немногих советских художников (наряду с Ильей Кабаковым), чьи работы сегодня знают и очень ценят во всем мире. И хотя Булатов, как и Рогинский, принадлежал к числу соцартистов, на выставке "Оттпель" можно увидеть его работу совершенно иного, абстрактного, толка. Еще один пример советского абстракционизма "второй волны". После авангарда 1920-х линия абстрактного искусства почти на 40 лет прервалась. А в 1960-е годы вырвалась на поверхность с новой силой. Даже название работы Янкилевского связывает его "Композицию" с живописью Василия Кандинского. Николай Вечтомов был еще одним талантливым абстракционистом своего времени. О его живописи говорили, что ее особое достоинство в "пронзительном цвете". В советском искусстве это означало, что интересовать художников стало не только содержание, но и форма. Причем без привязки к сюжетной основе. "Кафе. Осенний день" – картина, которая связывает советское искусство с традициями французского импрессионизма, а также с кафе на полотнах Гогена и Ренуара, только в интерьерах советской действительности.

10 неизвестных: любовь и шестидесятники на выставке "Оттепель"
© Москва24