Николай Бронников – легенда театрального Салехарда

Для салехардских театралов, знающих и помнящих прошлое города, имя Николая Бронникова значит очень многое. С его судьбой неразрывно связана культурная страница нашего города. Буду краток, 26 февраля 1945 г. решением Ямало-Ненецкого окрисполкома в Салехарде при Доме Ненца на основе самодеятельного драматического коллектива был создан театр. Директором назначили Николая Бронникова. До этого он принимал активное участие в драматическом кружке клуба имени «Жертв, павших 17 марта 1921 г.». Николай родился 31 октября 1906 г. в с. Обдорск (ныне г. Салехард). Рано остался без отца, его мать имела собственное торговое дело, и во время революционных событий «красными» была расстреляна как заложница, недовольная новой властью. (О восстании в Обдорске 1921-22 гг. я ещё расскажу). Николай закончил два класса Тюменского реального училища в 1919 г. В 1924 г. успешно закончил Тобольскую школу второй ступени. В эти года работал возчиком, учётчиком-конторщиком и счетоводом в Интегралкооперативе. Тогда же начал участвовать в агитбригаде «Синяя блуза» и в самодеятельном творческом коллективе. В конце двадцатых отслужил в рядах Красной Армии. Когда вернулся в Салехард, работал бухгалтером колхоза «Красный Октябрь». Но душа по-прежнему требовала творчества, поэтому Николай принял активное участие в организации самодеятельного театра при салехардском Доме ненца, радуя своим артистическим мастерством жителей города игрой в спектаклях. Николай Николаевич Бронников Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда. Был тяжело ранен в ногу и демобилизован. После этого вернулся на театральные подмостки Салехарда. Актёры драматических кружков импровизировали в Доме ненца и на площадке Рыбного завода. Об этом говорят личные записи, газетные заметки и фотографии из личного архива Николая Бронникова, хранящегося в МВК им. И.С. Шемановского. В это же время в Салехарде работал профессиональный Театр русской драм. Судьба этого театра интересна тем, что он был практически полностью создан на основе труппы Омского драматического театра, приехавшего в г. Салехард в 1941 г. на гастроли. Но, после начала Великой Отечественной войны, специальным распоряжением обкома партии гастролирующая труппа была оставлена в городе вплоть до 1947 г. Репертуар Театра русской драмы был обширен, например, за один творческий сезон в 1945 г. было сыграно 93 спектакля и концерта, и во всех постановках в главных ролях блестяще играл Николай Николаевич Бронников. За это время было продано около 25 тысяч билетов. Согласитесь, для городка, в котором жило не более 30 тысяч, это громадная цифра. Старожилы до сих пор вспоминают эти театральные постановки. Кстати, театральная жизнь в Салехарде в середине XX гг. кипела. И не только благодаря Н. Бронникову и его любителям-соратникам по театральным подмосткам. Начало Великой Отечественной войны, а позже начало строительства 501-503-й строек в городе вызвало бурный всплеск театральной жизни. но это уже, как говорится, другая история, и я к этим страницам из прошлого моего города ещё вернусь. А теперь просто приведу газетную заметку, где рассказывалось о театральной жизни в Салехарде, например, в «Тюменской правде» за 17 августа 1946 г. была опубликована статья В. Смирнова «Театр на севере». «Далёкое Заполярье… Край бесконечных метелей и морозов. Северный советский город Сале-Хард. На одной из центральных улиц, в деревянном двухэтажном доме, по вечерам раздаются ритмичные удары гонга, и медленно раздвигается занавес. Это начинает спектакль окружной драматический театр. Перед зрителями отдалённой северной окраины оживают яркие персонажи Островского. В зале звучат проникнутые глубокой искренностью слова великого русского драматурга. Театр знакомит зрителя не только с пьесами советских авторов, но и с произведениями классиков. За сезон 1945-46 гг. окружной драматический театр дал 93 спектакля и концерта. В репертуаре театра были: «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» — Островского, «Так и будет» — Симонова, «Окно в лесу. «За тридевять земель», «Крепостные», девять водевилей Чехова, шестнадцать различных одноактных пьес, оперетта «Я вам пишу» и ряд других постановок. В течение сезона спектакли и концерты окружного драматического театра посетило около 25 тысяч зрителей, что для небольшого северного города является огромной цифрой. Профессиональных артистов в труппе почти нет. В основном это энтузиасты художественной самодеятельности, отдающие свободное время любимому делу. Здесь можно встретить врачей, учителей, рабочих судоремонтной базы, бухгалтеров, работников горкома ВКП(б), горкома ВЛКСМ. Один их основных артистов – это уроженец Заполярья, коммунист Николай Николаевич Бронников, который одновременно является режиссёром и директором Северного театра. В недавнем прошлом он был главным бухгалтером Ямало-Ненецкого окрздравотдела. Скоро Н.Н. Бронников будет справлять 20-летний юбилей своей непрерывной и плодотворной работы в художественной самодеятельности. С каждым годом растёт и развивается театр Крайнего Севера, неся культуру на далёкие окраины нашей страны». В октябре этого года начнётся капитальный ремонт театра, и существующее здание будет полностью реконструировано, что даст возможность расширить зрительный зал и фойе. Проектируется также устройство центрального парового отопления. Сейчас театр ведёт усиленную подготовку к предстоящему зимнему сезону». Кстати, официально Бронников работал в Доме ненца, на должности директор-организатора Салехардского окружного драматического театра. В театре Бронникова практически не было профессиональных артистов. В числе труппы были врачи, учителя, рабочие. Окружной драматический театр просуществовал недолго. В 1948 г. театру отказали в государственной дотации, чиновники посчитали, что двух профессиональных театров для Салехарда слишком много, и он вновь стал самодеятельным. В последние годы жизни Николай Бронников играл в народном любительском театре под руководством Александры Мироновой. Театр был создан в 1961 г. на базе драмкружка окружного дома культуры народов Севера. Дом ненца, позже Дом Культуры народов Севера. г. Салехард. к. 60-х гг. XX в. В последние годы Николай Николаевич работал бухгалтером в Окрсобесе, потом в Ремстройуправлении. В 1965 г. он повёз своего внука в Ленинград показать, где он воевал, на Пискарёвское кладбище. Там Бронников простыл, у него началось обострение, старые раны дали о себе знать. В Москве его положили в военный госпиталь. Там он и умер. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище. В миниатюре — здание Театра 501-й стройки, получившего в обиходе название «Клуб на 200 мест», Салехард.