Уроки реставрации и не только. Уникальная выставка открывается 2 марта в Доме Палибина

2 марта в 16:00 в выставочном зале ГосНИИР в Доме Палибина (ул. Бурденко, 23) открывается выставка из разряда уникальных. Называется она «Уроки реставрации» - название простое, но вас ждут невероятно интересные экспонаты и мастер-классы.Посещение уютного Дома Палибина само по себе дело приятное – ну где еще удастся побывать в гостях в веках минувших! А тут – совместите приятное с полезным: на выставке впервые будут показаны работы учащихся Колледжа «26КАДР» по основным направлениям реставрационного отделения: реставрация камня, лепнины, деревянного зодчества, мебели и живописи. ГосНИИР уже традиционно для Колледжа – помощник и учитель. Сотрудники Института участвуют в работе реставрационных советов Колледжа и помогают молодым специалистам становиться профессионалами. Ведь реставрация – это настоящая наука, постигать ее – сложно и ответственно. И поэтому для студентов показ работ в стенах выставочного зала ГосНИИР – определенная ступенька в постижении этой науки, но и признание их мастерства. А началось сотрудничество ГосНИИР и Колледжа «26КАДР» с реставрации белокаменных плит XVII века. Белокаменные мастерские появились в Колледже недавно, и студенты стали работать над интереснейшим заданием, которое им подарила… сама Москва. Фрагменты надгробной плиты Томаса Келлермана были случайно обнаружены бдительными горожанами вблизи строительной площадки на Хованской улице. Как удалось установить совместно со специалистами ГосНИИР и Института археологии РАН, надгробие принадлежит младенцу, сыну Томаса Келлермана, род которого известен по источникам с 1610 года. Его представители, в том числе отец погребенного младенца, были торговцами, которые также играли роль переводчиков и дипломатов при царском дворе. Пространная надпись содержит стихотворное благопожелание, заимствованное из проповеди Мартина Хиллера - пастора города Райхенбах (нижняя Силезия). Текст был опубликован в 1625 году. Надгробие датируется 1653 годом. Департамент культурного наследия Москвы принял решение о передаче этой находки в реставрацию студентам Колледжа «26 КАДР», а специалисты ГосНИИР были привлечены к работе «для пригляда» - то есть для осуществления научно-методичес кого руководства работой. Начало реставрации плиты Келлермана привело и к заключению Договора о совместной деятельности между Колледжем и ГосНИИР. После реставрации памятник, доказательство тесных связей России с Западной Европой еще в допетровские времена, занял свое место в Музее Москвы. На выставке будут показаны фотодокументы о реставрации плиты. Позднее в мастерские поступили два закладных надгробия из Златоустовского монастыря, ныне разрушенного. Оба камня будут представлены на выставке. Они рассказывают о еще одной странице русской истории – Сибирском ханстве и потомках князя Кучума. Надгробия обнаружены четыре года назад, в 2011 году. Одно относится к началу XVII века, второе - к концу XVII – началу XVIII веков. И хотя памятники сохранились плохо, надписи на них удалось прочитать практически полностью. Здесь были похоронены умершие в разное время сыновья князя Абдул-Хаира, который первым из Кучумовичей принял крещение (в 1599 году) и получил имя Андрей (возможно, в честь апостола Андрея Первозванного). Еще одно закладное надгробие возможного потомка хана Кучума венчало захоронения малолетнего князя Ивана, чей отец, Юрий Хилков (1661–1729 гг.), происходил из древнего княжеского рода и в конце своей жизни занимал пост губернатора Новгородской губернии. Вот так и открываются детали давно ушедшей истории… Уже более полувека Колледж известен подготовкой реставраторов деревянного зодчества. Его выпускники реставрируют в Кижах и рубят храмы на Дальнем Востоке. - Невозможно отреставрировать объект, не вдаваясь в его историю и не копаясь в истории стилей и эпох. Мы стараемся учить наших студентов этому, - говорит мастер-реставратор мебели Валерий Никуленков. Свои истории и секреты жизни разных сословий, зажиточного семейства и дворянской семьи, хранят и два кресла XIX века, представленных на выставке как пример работы студентов-реставраторов. Какими были эти кресла при поступлении в реставрацию – страшно вспоминать: рассохшиеся, с разломанными соединениями и каркасом, утратами декора… Отреставрированные живописные полотна относятся уже к более близкому нам времени. Интерес к творчеству их автора, Ноя Геденидзе (1914-2002), резко возрос в последние годы – при жизни этот своеобразный художник советской эпохи был недооценен. Работы Геденидзе находятся во многих частных собраниях России и за рубежом, выставляются на аукционах. Он - автор знаменитого портрета В.И.Ленина, который печатался миллионными тиражами и висел в кабинете каждого партработника. Но его настоящая художественная жизнь – это настоящие цветовые симфонии с использованием сложной символики. На выставке представлены эти и другие объекты реставрации мастерских Колледжа. Во время работы выставки в ее залах будут проходить мастер-классы специалистов-реставраторов ГосНИИР. Приходите, будет интересно! Выставка проходит при поддержке и участии Минкульта РФ, Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР), Департамента образования Москвы и Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26.

Уроки реставрации и не только. Уникальная выставка открывается 2 марта в Доме Палибина
© Вечерняя Москва