Дорога «благих» намерений

Ровно 103 года назад, 10 марта 1914 года, в Лондонской национальной галерее суфражистка Мари Ричардсон мясной тяпкой изрубила картину Веласкеса «Венера с зеркалом». Экзальтированная дама объяснила свой поступок стремлением отвоевать для женщин равные избирательные права с мужчинами. А буквально за год до этого в Третьяковской галерее Абрам Балашов, движимый «великой» пацифистской миссией, с выкриками «Долой кровь!» искромсал знаменитого репинского «Ивана Грозного и сына его Ивана».Любопытно, что чаще всего подобные «жизнеутверждающие» социальные и политические идеи приводили к поруганию творений Рембрандта. Гений великого голландца столетиями притягивал геростратов всех мастей и калибров. В 1985-м в Эрмитаже Бронюс Майгис, мститель из Литвы, изуродовав рембрандтовскую «Данаю», объяснил свой поступок «справедливыми политическими мотивами». На «Ночной дозор», хранящийся в Амстердаме, не раз бросались с ножами борцы со всевозможными несправедливостями. Не один раз шедевры Рембрандта обливали кислотой. Ох уж эти справедливые мотивы! Из-за них четырежды страдала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в Лувре. Боливиец Уго Унгаз Виллегас метнул в нее камень, японский турист — пузырек с краской, а восемь лет назад наша соотечественница, не получившая французского гражданства, запустила в ни в чем не повинную «Джоконду» глиняной кружкой. Но самое парадоксальное, когда вандалы объясняют свои действия «высокохудожественными мотивами». Так художник Александр Бренер накалякал зеленой краской из баллончика знак доллара на оригинале Малевича «Супрематизм» в музее «Стеделийк». И объяснил: надо, дескать, «обожать не мертвых художников, но живых». Исключая из истории психически нездоровых людей, хочется задуматься над мотивами людей «здоровых», одержимых благими намерениями, которыми, как известно, вымощена дорожка в ад. Начинается она с пририсовки рожек учительнице в школьной газете или граффити на стенах лифта. Тянется красной ниточкой через нападения на произведения Вадима Сидура в Манеже. А заканчивается в Пальмире, где исламисты уничтожают лучшие образцы античной культуры. И все — ради «высокой» цели!

Дорога «благих» намерений
© Вечерняя Москва