Выставка в Таллинне: так ли мертв натюрморт

ТАЛЛИНН, 16 мар — Sputnik. Это редкая возможность увидеть в нашей стране яркие образцы жанра изобразительного искусства, эстетическая привлекательность и универсальность которого не уменьшилась со временем. Идея выставки, по словам куратора Кертту Мяннисте, в том, чтобы гости экспозиции смогли открыть для себя сходства и различия современного и старинного натюрморта. Арне Маасик (р.1971). Натюрморт. 2016 г. Зеркало, нержавеющая сталь. Собственность автора Несмотря на то что лидерами этого жанра в Европе по праву признаны голландские мастера, стоит вспомнить тем не менее, что его основателем был Микеланджело Меризи да Караваджо, прозванный Караваджо, мастер, живший в Северной Италии. Нам только остается удивляться факту, что очевидная мысль изображать на холсте прекрасные цветы и сочные плоды никому не пришла в голову раньше. Его натюрморт "Корзина с фруктами" был создан около 1597 года (полотно хранится в пинакотеке Амброзиана в Милане). Первый в истории искусства, изысканный и стильный, он открыл людям глаза на красоту материального мира, на прелесть самых обычных предметов. Тема была подхвачена и другими художниками, изображавшими плоды щедрой земли Южной Италии. А затем и голландскими живописцами, наполнившими полотна дарами моря, трофеями охоты и изысканной домашней утварью. На выставке представлены картины таких признанных мастеров натюрморта, как Виллем Клас Хеда, Питер Клас, Ханс ван Эссен, Клара Петерс и других. На этих полотнах — любование художника божественным реальным миром. А потом — его тонкое наблюдение за натурой, совершенство композиции, мастерство мазка, виртуозность техники. Изыск и вкус. Самобытная интерпретация Но что-то изменилось с тех пор — как в нашем восприятии натюрморта, так и в творческом процессе живописца. Смысл воспроизведения образов предметов на холсте и на чем бы то ни было приобрел другое качество. Что же является целью создания натюрморта в XXI веке? Творческий диалог со старыми мастерами в пространстве выставки ведут эстонские художники Лаури Силлак, Арне Маасик, Тынис Саадоя и др. "Девиз выставки — "Натюрморт не мертв!", поскольку два привлекательных, но и пугающих явления — изобилие и тлен — одинаково актуальны для людей как XVII, так и XXI века", — считает куратор Кертту Мяннисте. Современный натюрморт Для современных живописцев главное в натюрморте — это не копирование реальности, а ее самобытная интерпретация. Таков, к примеру, результат работы современного художника Тыниса Саадоя, чья парная композиция "Назад в сад" ярко иллюстрирует суть полемики. Полотна на выставку предоставили: Художественный музей Синебрюхова (Национальная галерея Финляндии), Национальный художественный музей им. М.К. Чюрлёниса (Литва), Музей Северной Остроботнии (Финляндия), Художественный фонд Гёста Серлакиуса, Тартуский художественный музей, галерея "Ваал", галерея Māksla XO (Латвия), AV-arkki (Финляндия), частные собрания, авторы, Художественный музей Эстонии.

Выставка в Таллинне: так ли мертв натюрморт
© Sputnik Эстония