В Тольятти проходит выставка художника-нонконформиста из Дубны

Родом художник из старинного города Кимры, но большая часть его жизни связана с городом Дубна Московской области, где он много лет преподавал в художественной школе. Начиная с 70-х Шмагин участвовал в выставках нонконформистского искусства в Москве и Ленинграде. Его работы были действительно очень далеки от главных линий советского искусства. Народный лубочный юмор и примитивизм у Шмагина соединяются с авангардом и уважительным отношением к традициям русской иконописи. Это неожиданное соединение можно увидеть и в представленных работах — Шмагин создает собственный необычный, загадочный мир, наполненный цветовыми вибрациями и пластическими метафорами. Мир, балансирующий на грани между реальностью и иллюзиями. Судя по всему, мастеру интересен не столько сам предмет, сколько его образ, его интерпретация, его метафора, которую можно долго разгадывать, но у каждого зрителя будет свое толкование. Таковы, например, его картины "Волга. Лодки", "Весна Дубны", "Русская дорога". "НЛО". Такова и наполненная трагизмом работа "Владимиру Высоцкому", в которую включены слова из песни барда "Ну и забава у людей: убить двух белых лебедей…" Многие произведения Шмагина представлены на нынешней выставке сериями ("Капля", "Странный человек", "Оторваться от земли"), и мы видим странные преображения избранных художником объектов. Одним из знаков преображений стала картина "Матрешка". Вместо привычных одинаковых фигурок, из шмагинских матрешек открываются совсем неожиданные образы, в том числе и странного усатого гражданина. Волю своей необузданной фантазии художник дал в полной мере в необычном диптихе "Летние ночи", где мы видим и летящую обнаженную женщину, и летящие мужские головы рядом с ней, собак с птичьими головами и прочие странные существа. В 2003 году Шмагин основал студию современной живописи, в которой занимаются все желающие. Судя по тем работам учеников, которые представлены на выставке в Тольятти, от студийцев не требуется копировать стиль мастера. Но эти картины также весьма необычны. Более всего легли на душу веселые фантазии в духе примитивизма Ольги Фроловой. Например, "Букет", где среди фруктов и цветов мы видим забавных очеловеченных гусениц и бабочек. И "Сон Полкана", где мир, наполненный животными, деревьями и яблоками, увиден глазам пса.