Современное искусство осваивает регионы

2017 год может стать началом расцвета современного искусства в российской глубинке. Сразу несколько ведущих организаций, ориентированных на актуальное художественное творчество, целенаправленно занялись развитием региональных проектов. Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) открыл выставочное пространство в Москве, посвященное исключительно региональному творчеству. Теперь художники, сотрудничающие с филиалами ГЦСИ, будут иметь возможность регулярно экспонироваться в столице. В том же направлении идет и «Гараж». Организованное им «Триеннале» объединило 68 авторов из 30 городов всех федеральных округов страны. Выставке предшествовали «полевые исследования»: кураторы «Гаража» объехали всю страну в поисках наиболее ярких работ. Эксперимент планируется повторять каждые три года. Директор «Гаража» Антон Белов сообщил «Известиям», что музей будет взаимодействовать с регионами в постоянном режиме. — В 2017 году у нас откроется восемь выставочных проектов за пределами столицы. Мы планируем заключить партнерские соглашения с рядом региональных центров. Кроме того, у нас появился целый отдел, который занимается региональной программой. По аналогичному пути пошли и в ГЦСИ после слияния с РОСИЗО. Руководитель недавно сформированной дирекции по региональному развитию ГЦСИ в составе РОСИЗО Алиса Прудникова уверена: внимание к искусству в провинции — глобальный тренд. — Наша цель — создание культурной среды в регионах. Для ГЦСИ это всегда было приоритетом. Но так как все мероприятия проходили на местах, нам не удавалось сделать эту работу достаточно видимой в Москве. Теперь с появлением выставочной площадки на Зоологической улице мы сможем в большем объеме вывести региональное искусство на столичное и международное культурное поле, — отметила она. Еще одно направление работы региональных филиалов — взаимодействие с местными властями. По словам Алисы Прудниковой, какой-то единой политики у мэров и губернаторов в отношении центров современного искусства пока нет. — Всё зависит от конкретных персон, их приоритетов и стратегии развития, — объяснила она. — Но если раньше филиалы появлялись как инициативы художников и кураторов, то сейчас на нас выходят администрации губернаторов (как, например, было во Владивостоке или Саратове). Это уже в большей степени политическая воля, нежели художественная. Поэтому наша сеть филиалов будет расширяться. Между тем интерес к современному искусству в стране заметно растет. Так, например, основное выставочное пространство нижегородского филиала ГЦСИ «Арсенал» в 2016 году посетили более 155 тыс. зрителей, тогда как в 2015 году было около 100 тыс. Однако пока для того, чтобы достичь нужного восприятия и понимания широкой публикой творчества молодых художников, требуется время. — Нашим людям совершенно негде взять эту информацию, обучиться языку современного искусства, — пояснила директор филиала ГЦСИ в Нижнем Новгороде Анна Гор. — В школе этому не учат, кружков нет. Поэтому нам, как единственной институции, необходима системная работа. Если шаг за шагом показывать, объяснять, обсуждать, выслушивать мнение зрителей, то постепенно выстроится художественная коммуникация. Мы с самого начала взяли курс на «взращивание» публики. Эта проблема касается не только публики, но и самих художников. Так, например, в Калининградской области нет высшего учебного заведения, которое готовило бы художников и искусствоведов, поэтому, как сообщила «Известиям» Елена Цветаева, директор балтийского филиала ГЦСИ, функции просвещения в области современного искусства организация берет на себя. Художественным образованием в провинции занялся и «Гараж». По словам его директора Антона Белова, в рамках подготовки «Триеннале» кураторы не просто искали работы художников, но еще и читали лекции, собрали порядка десяти региональных библиотек, отправив туда книги по современному искусству. Однако более всего руководителей художественных организаций заботят материальные сложности. Несмотря на внимание крупных структур к региональному искусству, по-прежнему отсутствует сбалансированная система поддержки и продвижения авторов из провинции. По мнению Анны Гор, это задача не столько самого ГЦСИ, сколько местных галерей. А их пока не хватает. — Комфортных условий для функционирования галерей никто не создает, — посетовала директор нижегородского филиала ГЦСИ. — Нет специально продуманной инфраструктуры, позволяющей таким заведениям выжить, например, каких-то льгот по арендной ставке. В том, что нужна стабильная система функционирования современного искусства в стране, уверены все эксперты, и рано или поздно эта система появится, надеются собеседники «Известий». Инициативы «Гаража» и ГЦСИ/РОСИЗО намечают вектор движения — в правильном направлении, но это только первый шаг.

Современное искусство осваивает регионы
© Известия