Министерство культуры сужает спектр для "Золотой маски"?

О противостоянии престижнейшей театральной премии России «Золотая маска» давлению Минкульта – на Sobesednik.ru. В России в разгаре крупнейший театральный фестиваль «Золотая маска». Накануне министр культуры снова высказался о нем. По мнению Владимира Мединского, неправильно, что выборами лучших спектаклей года управляет только дирекция, а не акционеры – его министерство и Союз театральных деятелей. Он уверен, что фестиваль должен «выполнять задачи, которые ставит государство в лице Минкульта». В кулуарах заговорили о новом прессинге. Скандалы вокруг «Золотой маски» возникают каждый год. То режиссеры Богомолов и Серебренников отказываются от участия в конкурсе, то критики пишут письмо председателю СТД с просьбой заменить экспертный совет, который и отбирает по всей России постановки для участия в фестивале, а то и зам. министра культуры обвиняет спектакли «Маски» в неправильной идеологии, называя их «непатриотическими» и даже «русофобными». – Министерство культуры включило в состав экспертного совета фестиваля своих представителей. Причем не скрывая этого, наоборот, всячески манифестируя, чтобы учредитель вносил своих кандидатов в список экспертов, – призналась в беседе с Sobesednik.ru председатель экспертного совета фестиваля по драматическому театру, театральный критик Алёна Карась. – Таких «министерских» у нас было три-четыре человека. Подобное, наверное, бывало и раньше, но сейчас мы этот прессинг особенно почувствовали. Такое впечатление, что наши коллеги по совету осуществляли не только свою критическую, экспертную деятельность – они проводили идеологическую линию Министерства культуры, сужая спектр спектаклей в силу своего представления о патриотизме. По словам председателя экспертного совета, на заседаниях, где отбирали спектакли для показов этого года, много спорили. Причем не всегда эти дискуссии приносили реальный положительный результат. Но какие-то постановки, которые явно не соотносятся с идеологией Минкульта, критикам удалось отстоять для афиши фестиваля. Например, спектакль из Хабаровска по пьесе Петера Вайса «Дознание» о суде над нацистскими преступниками или «Процесс» по Францу Кафке – из города Глазова. – Когда-то говорили, что дирекция «Золотой маски», осуществляя наем экспертов, давит на выбор конкурсантов и победителей конкурса, – продолжает Карась. – И было предложено внести в совет два других «давления» – Минкульт и СТД. Но скажу вам на личном опыте, получился неподвижный, плохо работающий орган. Совет – коллективная работа, которая должна быть мобильной, согласованной. Люди должны слышать аргументы, понимать, о чем идет речь. Когда совет разношерстный, он хуже функционирует. В этом году президентом «Золотой маски» вместо ушедшего из жизни Георгия Тараторкина был избран Игорь Костолевский. – От этого назначения можно ждать только лучшего, – считает Алёна Карась. – Костолевский – серьезный, ответственный, человек театра, современный и понимающий все вызовы нового времени. Например, он был одним из тех, кто горячо поддерживал приход в Театр имени Маяковского нового худрука Миндаугаса Карбаускиса, когда там возникла сложная ситуация. И театр от этого только выиграл. Мне кажется, Игорь Матвеевич понимает, что мир всегда нуждается в позитивных изменениях, и будет в этом направлении работать в «Золотой маске».

Министерство культуры сужает спектр для "Золотой маски"?
© ИД "Собеседник"