Анна Сабова о наследии фотографа Евгения Халдея В Мультимедиа Арт музее открылась выставка "Евгений Халдей. Ретроспектива. К 100-летию со дня рождения". На ней впервые в России появились снимки из личного архива классика "Огонька" и советской фотографии "Впервые из личного архива" -- это в данном случае не просто журналистский штамп. После выставки в Колгейтском университете в 1990-е работы Евгения Халдея остались в США. "Отец, человек абсолютно не меркантильный, одним росчерком пера оставил всю выставку в подарок университету",-- говорит дочь фотографа. Договор, подписанный в 1990-е годы, пришлось оспаривать в судах. Возращения архива его дочери Анне Халдей удалось добиться только сейчас. "Я сама семь раз летала в Америку, присутствовала на всех судебных заседаниях,-- рассказывает Анна Халдей.-- И вот только спустя 20 лет со дня папиного ухода и после 15 лет судебных разбирательств архивы вновь оказались в России. Я теперь разбираю негативы, обнаруживаю кадры, которые считала безвозвратно утраченными, и это большое счастье". В Москву вернулись 3 тысячи негативов и 260 оригинальных снимков. В экспозицию вошли снимки, ставшие классикой советской фотожурналистики, в том числе знаменитый кадр "Знамя Победы над Рейхстагом". В МАММ представлены не только легендарные снимки 1941-1945 годов, по которым мир судил о Великой Отечественной войне ("Первый день войны", "Знамя над Рейхстагом"). Появятся и редкие работы Халдея для газет "Правда" и "Советская культура", ставшие больше чем летописью послевоенной жизни страны. В них по-новому раскрылся талант фотографа, который, по словам его дочери, еще в детстве зачитывался "Огоньком" 1930-х годов: он создал серию психологически точных и выразительных портретов ("Солдаты бросают гитлеровские штандарты", "Танцы в Доме культуры", "Сосед Вовка").