Михаил Швыдкой: «Единое пространство от Лиссабона до Владивостока уже создано художниками»

Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» завершила в Музее имени Пушкина марафон, продлившийся боле года. Она собрала наиболее яркие художественные произведения Западной и Восточной Европы первых послевоенных десятилетий. Выставка начала свое шествие по европейскому континенту в 2016 году в Брюссельском «Пале Бозар», продолжила его в Центре современного искусства немецкого Карлсруэ, а затем — уже в нынешнем году — переехала в Москву. Подробнее — спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, экс-министр культуры Михаил Швыдкой. В свое время один из лидеров философской Франкфуртской школы Теодор Адорно отметил: невозможно писать стихи после того, что произошло в Освенциме. Но оказалось, что именно трагедия Второй мировой войны, когда человек обнаруживал бездны расчеловечивания и демонстрировал высоты романтической героики, стала новым импульсом для мастеров, начавших писать до 1939 года, равно как и для тех, чьим первым жизненным и творческим опытом были поля сражений с фашизмом. Пабло Пикассо, Марк Шагал, Георг Базелиц, Александр Дайнека, Тадеуш Кантор… Участники двух «круглых столов», которыми завершался показ этой выставки в Москве, директоры музеев, осуществивших этот дерзкий проект, не просто рассуждали о глубинном единстве европейской культуры, одной из важнейших которой составляющих является русское искусство. Поль Дюджорден, Марина Лошак, Зельфира Трегулова, главный куратор Эккехардт Гиллен зримо доказали это, составив в выставочном пространстве своего рода визуальные рифмы из произведений художников, казалось, прочно разделенных «железной стеной» в пору «холодной войны». На самом деле искусство существует поверх барьеров, — это не метафора, а подлинная реальность. Сходство изобразительного искусства, театра, кинематографа, музыки и литературы Востока и Запада Европы, похоже, куда важнее их естественных различий. Единое пространство от Лиссабона до Владивостока, о котором только мечтают политики, на самом деле уже создано художниками. Уверен, что оно легко сопрягается и с творческими исканиями народов, которые живут вдоль «Великого шелкового пути», который, как известно, заканчивается не то в немецком Дуйсбурге, не то в итальянской Генуе.

Михаил Швыдкой: «Единое пространство от Лиссабона до Владивостока уже создано художниками»
© BFM.RU