Хранилище Тартуского художественного музея таило сокровища

ТАЛЛИНН, 27 апр — S utnik, Алексей Тоом. Неожиданное богатство запасников Тартуского художественного музея, где, как выяснилось, хранятся произведения известных русских художников прошлых веков, удивило в том числе и российских искусствоведов. Организованная музеем выставка дала ценителям возможность увидеть в том числе и неизвестные работы мастеров. Как сказала организатор выставки, хранитель Тартуского художественного музея Юлия Полуяненкова, некоторые из представленных здесь работ ранее уже выставлялись, относительно других она не может говорить с уверенностью, поскольку часть архивов музея утеряна в трагические годы истории страны. По ее словам, многие работы были обнаружены в хранилище совершенно случайно. "Один раз мы делали инвентаризацию, еще когда я только-только начала работать, и моя коллега открыла папку, в которой хранились акварели русских художников. Для меня это был такой шок, потому что раньше я видела эти работы на стенах, в больших музеях. А здесь, в Тарту, у нас есть свои работы Гончаровой, Ларионова, Волошина, Тропинина", — ранее говорила Полуяненкова в интервью ERR. Как сказала порталу S utnik Эстония тартуский искусствовед, она считает крайне важным показать людям произведения, которые многие десятилетия пролежали в запасниках музея. Прецедентная выставка В зале Тартуского художественного музея можно неожиданно для себя увидеть работы таких признанных мастеров, работавших в первой половине 19-го века, как Василий Тропинин, Гавриил Яковлев и Петр Грузинский, а также художников более позднего периода: Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Валентина Серова, Ивана Шишкина, Владимира Маковского, Натальи Гончаровой и многих других. Особенность организованной Юлией Полуяненковой выставки состоит еще и в том, что предыстория появления ряда картин в Тарту не до конца понятна. Город и его художественные коллекции неоднократно оказывались в гуще трагических событий последнего столетия, здесь пролегали пути владельцев собраний картин, бежавших из Санкт-Петербурга сто лет назад от революции и гражданской войны в России, позднее — от Красной армии или немецких оккупантов. Как говорится в материалах официального интернет-сайта музея, в начале последней войны "в музей поступили работы, спасенные из брошенных квартир и подвалов сожженных мыз". Упоминание о "брошенных квартирах" наводит на мрачные мысли о судьбе бывших владельцев произведений искусства. Очевидно, что некоторые из хранящихся в Тартуском музее работ фактически не имеют документов. Обычно в такой и подобных ей ситуациях музеи воздерживаются от экспонирования работ без "паспортов". В результате немало замечательных картин известных мастеров на протяжении десятилетий и более лет остаются неизвестными для любителей живописи, что позволяет оценить организованную Юлией Полуяненковой выставку как прецедентную как минимум для Эстонии. Замечательный портрет Неожиданное богатство запасников Тартуского художественного музея удивило даже российских искусствоведов, получивших фотоснимки картин по электронной почте. Признанный эксперт русской живописи первой половины 19-го века, хранитель петербургского Русского музея Елена Столбова сказала порталу S utnik Эстония, что приятно удивлена коллекцией тартуских коллег, о которой петербургские искусствоведы ранее знали не особенно много. Эксперта восхитил "Женский портрет" Гавриила Яковлева, относящегося к когорте классиков русской портретной живописи того периода. По словам Елены Столбовой, не стоит удивляться тому, что некоторые из работ экспонируемых на выставке в Тартуском музее известных старых российских мастеров не значатся ни в каких каталогах. Например, "Жнецы ржи" Петра Грузинского, датируемая 1861 годом, как сказала эксперт, явно относится к числу еще ученических работ впоследствии именитого русского живописца-баталиста и потому не упоминается в списках его произведений. Эта картина в числе почти двух десятков работ других художников была в марте 1944 года передана на хранение музею жительницей Тарту Хельми Сааресте, которая, вероятно, вынуждена была срочно покинуть страну. Некоторые сомнения вызвали у петербургского искусствоведа две работы за авторством Василия Тропинина, другого мастера начала 19-го века, демонстрируемого на выставке Тартуского музея. Елена Столбова отметила некоторые нехарактерные для хорошо известного эксперту художника особенности портрета графа Фёдора Вронченко. Эта работа попала в музей в 1951 году из советской Дирекции художественных выставок и панорам, распределявшей "оказавшиеся" в ее распоряжении произведения по музеям СССР.

Хранилище Тартуского художественного музея таило сокровища
© Sputnik Эстония