Запасники Третьяковки: неизвестные пейзажи Виктора Васнецова

Этот дом-музей москвичи любят ласково называть «Теремок». Больше тридцати лет, с 1894 по 1926 годы в нем с семьей жил знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов, а сегодня это - один из пяти отделов Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея». С 18 мая по 17 сентября в музее выставляются ранее неизвестные полотна - пейзажи и этюды художника, которые были написаны в период с 1874 по 1917 годы в окрестностях Москвы, Вятки и Парижа. Примечательно, что пейзаж как самостоятельный жанр творческого наследия Васнецова до сих пор никогда не выделялся, поэтому немалая часть картин экспонируется впервые. Корреспондент телеканала «МИР 24» побывал в доме-музее В. М. Васнецова и составил гид по главным произведением выставки. За сказочными героями с картин Васнецова мы почти никогда не видим того фона, на котором они написаны. Царевичи и царевны, богатыри, Снегурочки и князья знакомы так давно, с такого раннего детства, что взрослый зритель едва ли присматривается к ним. Редкий внимательный взгляд отмечает, что герои на картинах разных лет - и знаменитая васнецовская Аленушка, и былинные витязи, и Баба-Яга - изображены будто бы в одном и том же лесу, на одной и той же тропинке. Удивительно, но в жизни почти так оно и случилось - это пейзажи окрестностей Ахтырки и Абрамцева, которые горячо любил художник. «Аленушка», 1880 г. «Иван Царевич на Сером Волке», 1889 г. Авторское повторение и «Ковер-самолет», 1880 г. Глубокое понимание природы в будущем живописце воспитал его отец, сельский священник М. В. Васнецов. По воспоминаниям Апполинария Васнецова, уже в юные годы его старший брат отличался наблюдательностью, много рисовал «по впечатлению», подолгу изучал окрестности родной Вятской губернии (работы «Хвойный лес» 1874 года и «Вятские места» 1870-е), а затем и другие ландшафты, которые ему приходилось видеть. Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926 гг.) Русский художник-живописец, театральный художник, мастер исторической и фольклорной живописи, ученик талантливого портретиста Ивана Крамского, создатель знаменитых полотен на тему русских сказок: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Царевна-Лягушка». Читать полностью Будущий художник родился в селе Лопьял (Вятская губерния). В семье православного священника Михаила Васнецова кроме него было еще пятеро детей, в числе которых Апполинарий Васнецов - так же художник, известный живописными реконструкциями Москвы. Начальное образование сыновья получили в Вятской духовной семинарии, однако Виктор Михайлович ее так и не окончил, и на предпоследнем курсе уехал в Петербург, чтобы в 1868 году поступить в Академию художеств на курс Ивана Крамского. После окончания учебы художник много путешествует по Европе, посещает Францию и Италию, а с 1874 года начинает активно участвовать в выставках художников-передвижников. С 1878 года Васнецов переезжает в Москву, где пишет серию своих самых известных картин на исторические и фольклорные темы русских сказок и былин. В 1880 годах становится одним из организаторов и активных участников Абрамцевского художественного кружка С. И. Мамонтова. В память об этом периоде Виктор Михайлович Васнецов создает декорации для нескольких постановок в театре Мамонтова, а в 1881 году вместе с художником Василием Поленовым строит церковь в Абрамцеве. Среди проектов и построек художника также: роспись Владимирского собора в Киеве, строительство собственного дома и мастерской в 3-м Троицком переулке в Москве (сейчас переулок Васнецова), а также оформление фасада главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, создание росписей и мозаик для храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Умер в Москве в 1926 году в своей мастерской во время работы над портретом. Изначально был похоронен на Лазаревском кладбище, затем его прах был перенесен на Введенское кладбище. Скрыть подробности Например, на берегах Вори было написано «Затишье», на которой изображена почти недвижимая река с вековыми деревьями, а по соседству - знаменитая «Аленушка» (1880, Третьяковская галерея), «Пруд в Ахтырке» (1880, Третьяковская галерея), «В окрестностях Абрамцева» (1890-е, Дом-музей В. М. Васнецова). «Затишье», 1881 г. «Портрет Марии Ивановны Рязанцевой, тещи художника». Тема пейзажа была крайне важной в творчестве Васнецова. Так, на последней персональной прижизненной выставке художника в 1912 году, прошедшей в Историческом музее Москвы, в особый раздел вынесли пейзажные работы, тематически объединенные по месту создания. Наименее известная широкому кругу зрителей часть выставки - это пейзажи Нового Рябова, как назвал художник в память о родине свое имение Ваньково (было приобретено в 1901 году в Дмитровском уезде). В этот период Виктор Михайлович Васнецов создал множество небольших этюдов, которые писал прямо на кусочках грунтованного холста без подрамника или на фанерных дощечках («Облака», «Ромашки», «Аллея. Стволы лип», «Ели», «Дерево»). Иногда в его сюжетах появляются герои, в основном - близкие художнику люди, в том числе «Т. В. Васнецова на этюдах», «Мария Кускова а террасе дома в Новом Рябове», «М. И. Рязанцева на скамейке в аллее парка. Новое Рябово». «Портрет А. В. Васнецовой», жены художника, 1878 г. «Портрет Володи Васнецова», сына художника, 1899 г., «Портрет Л. А. Васнецовой-Воиновой», 1913 г., «Портрет М. В. Нестерова», 1926 г. Кроме этюдов из запасников Третьяковской галереи, в музее хранятся 24 тысячи других экспонатов, благодаря которым посетители знакомятся с биографией и творчеством В. М. Васнецова. Но главной достопримечательностью этого места остается сам дом, тот самый «Терем», которых сохранился практически нетронутым со времен, когда здесь жила семья Васнецовых (с 1894 по 1926 годы). Дом номер 13 на переулке Васнецова (Троицком переулке) был построен по эскизам и рисункам самого художника в 1894 году. Деньги на его постройку он заработал после росписи Владимирского собора в Киеве. Строение выполнено из дерева сосны с лепными наличниками-кокошниками, дом украшен изразцами с растительным орнаментом и больше напоминает сказочный терем. Рассказывает Людмила Федорова, заведующая музеем В. М. Васнецова: «Дом - это своеобразный автопортрет хозяина. Часть комнат - столовая, гостиная и мастерская художника - полностью сохранили свою обстановку с конца XIX века. Мебель была выполнена по эскизам художницы Елены Дмитриевны Поленовой и самого Васнецова, поэтому прийти сюда обязательно стоит, чтобы подышать атмосферой этого времени, увидеть обстановку, в которой работал художник - такой, какой она была при нем. Другого такого места не только в Москве, но и в России больше нет». Печь, выложенная по эскизам Васнецова. Изразцы выполнены в мастерской Абрамцево. Гостиная в доме В. М. Васнецова. Слева - буфет, по эскизам Васнецова выполнен его братом Аркадием. Интерьеры дома В.М.Васнецова характерны для московских домов второй половины XIX века. На первом этаже располагаются личные комнаты членов семьи, столовая и гостиная, мебель для которых была изготовлена по рисункам художника в абрамцевских и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также его братом А. М. Васнецовым в Вятке. В этой гостиной на знаменитые васнецовские «среды» собиралась вся художественная интеллигенция Москвы: семьи меценатов Третьяковых и Мамонтовых, И.Е.Репин, В.А.Серов, В.Д.Поленов, В.И.Суриков, Ф.И.Шаляпин. «Жемчужиной» дома была и остается мастерская на втором этаже, куда Васнецов пускал очень немногих посетителей и где он работал над самыми значительными своими произведениями. Мастерская художника на втором этаже была главным «местом силы» дома. Здесь Виталий Михайлович Васнецов заканчивал свои лучшие картины, в том числе «Богатыри» (1881 – 1898 гг), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897 г) и многие другие. С 1890-х годов тут хранятся его знаменитые картины былинной и сказочной тематики. «Кащей Бессмертный», 1926 г. «Царевна-лягушка», 1918 г. «Спящая царевна», 1900 – 1926 гг. «Царевна-Несмеяна», 1916 – 1926 г. и «Бой Ивана Царевича с двуглавым морским чудовищем», 1912 г. Дом с мастерской стал для Виктора Михайловича Васнецова духовным пристанищем от шума и суеты будничной жизни. И сегодня, более ста лет спустя, почувствовать эту атмосферу до сих пор может каждый житель и гость Москвы. Кстати, напомним, что в следующую среду, 31 мая горожане смогут совершенно бесплатно посетить ГМИИ им. А. С. Пушкина. Льготные билеты в главное здание музея, а также Галерею искусства стран Европы и Америки можно будет приобрести в кассах с 11:00 до 19:00 - их число будет не ограничено. Акция приурочена к 105-летию музея - впервые он открылся для посетителей 31 мая 1912 года. Надя Сережкина