Разрушающиеся миры Корнеля Мундруцо. В Воронеже показали «Имитацию жизни»

«Потерпите первые 20 минут, не уходите», - посоветовала воронежцам театральный критик Алла Шендерова перед просмотром спектакля «Имитация жизни» венгерского режиссера Корнеля Мундруцо. Потерпев, а точнее пережив весь спектакль, захотелось поскорее отмыться от этой пыли замусоренной будапештской квартиры, от людей, кашляющих, курящих, жующих протухшую пищу, от ощущения затхлости и безнадеги. Но потом приходит мысль – от реальности не отмыться. Именно о ней, о неприятной реальности, и ставит свои скандальные спектакли Корнель Мундруцо. Слои истории Охарактеризовать все увиденное во время просмотра «Имитации жизни» одним словом, да и одним текстом, невозможно. Количество художественных придумок дуэта режиссера и сценографа равно количеству тематических слоев, заложенных Мундруцо в эту постановку. 20-минутный монолог великолепной Лили Монори, записанный на видео крупным планом, гипнотизирует и заставляет не то что не уходить со спектакля, а наоборот – погружает в себя. Мундруцо сначала дает нам поверить в то, что речь пойдет о бессмысленной бюрократической войне нацменьшинств и сильных мира сего. Затем зритель, мучаясь и потея от натуги, понимает, что перед ним не просто ущемляемая в правах цыганка, а мать, чей мир разрушается из-за смерти любимого мужа и предательстве сына. Чтобы докопаться до сути, приходится пройти большой эмоциональный путь вместе с героиней и, наконец, узнать, что в центре истории даже не она, а ее сын, отрицающий свою национальную идентичность. «В основе спектакля - реальная история, произошедшая в Венгрии, - рассказала со-основательница театра Корнеля Мундруцо «Протон» Дора Буки. - В автобусе подрались две группы парней. Один из них достал нож и напал другого. Никто точно не знал, что тогда произошло. История быстро получила оттенок расизма, потому что все знали, что пострадавший в конфликте был из цыган. После этого случая в Венгрии начались протесты и демонстрации против расовой дискриминации. Но через некоторые время оказалось, что оба – и атаковавший, а атакуемый - были цыганами. Но нападавший не признавался в этом, даже отвергал этот факт. Так что на самом деле это не было делом о расизме, это была история отвержения национальной идентичности». Космическое погружение Философия искусства Корнеля Мундруцо, как он сам не раз заявлял, заключается в шокировании зрителя, чтобы шире раскрыть его душу и только затем начать говорить с ним. В «Имитации жизни», в отличие от других спектаклей венгерца, не было сцен насилия и жестокости, но моментов, когда зал дружно вздыхал в шоке и восхищении, было предостаточно. Конечно же, я говорю о сцене космического вращения квартиры, в которой проходит действо. Тем, кому не посчастливилось попасть на театр «Протон» во время Платоновского фестиваля, предложу включить воображение и представить квартиру с ее мебелью, кухонной утварью, книгами на стенах и мусором под диваном. А теперь погрузите эту отдельно взятую квартиру в открытый космос и представьте, что с ней сделает отсутствие гравитации. Прямо на театральной сцене, на глазах у публики эта квартира начала совершать оборот на 360 градусов. Медленно и ритмично пол менялся местами с потолком, предметы падали и разрушались, дверцы шкафов открывались, извергая из себя годами нажитое имущество. Когда квадратный короб с квартирой, наконец, встал на свое место, внутри него образовался хаос, и возникло четкое ощущение – вот прямо перед нами разрушился чей-то мир. «Мундруцо хотел показать точку, в которой человеческая жизнь доходит то того момента, где все разрушается. Над тем, чтобы добиться этого ощущения, дизайнеры и техники работали в течение целого года, - рассказала Дора Буки. – Эта квартира должна была быть построена таким образом, что она имела идентичный вес в каждой точке, иначе короб не будет вертеться. Поворот сцены должен происходить в определенном ритме, и чтобы добиться его, прошло множество репетиций. Кстати, это наша первая постановка, в которой театральные критики отметили работу технического директора». Корнель Мундруцо пришел в театр из киноискусства, поэтому каждая его постановка удивительно кинематографична. Каким-то удивительным образом режиссер даже разбил спектакль на крупный, средний и общий план, филигранно управляя вниманием зрителя. Вот словно из космоса наблюдаем, как вращается целая картина, вот видим только лицо героини, вот на экране возникает кусочек фильма, толкающий нас в другое пространство, а вот на сцене появляется дымовая вуаль, на которое проектируется видео-призрак. Все эти эффекты, которыми наводнена постановка вкупе с драматичной звуковой паутиной, отнюдь не отвлекают внимание от истории и ее героев: старой больной женщины, прожившей трудную жизнь и вмиг лишившейся всего, беспринципного агента недвижимости, отмахивающегося от чуть начавших созревать ростков сострадания, цыгана, отказывающегося от семьи и от собственной природы, молодую мать, запутавшуюся в жизни и утаскивающую в эту грязную пучину своего маленького сына, и ребенка, слепо идущего за ней. «Мы не знали, выживет ли Лили» «Для нас участие театра «Протон» в фестивале – одно из главных событий. Этот спектакль помещен в программу актуального искусства. Это формы театра, к которым в России не привыкли. Это театр, который говорит о сегодняшней жизни непривычными художественными средствами», - прокомментировал худрук Платоновфеста Михаил Бычков. Действительно, среди публики фестиваля оказались те, кто эти художественные средства не принял. «Русский зритель очень нетерпелив, особенного московский и питерский. Премьера «Имитации жизни» состоялась год назад в Вене. Там я бы никому не стала советовать уходить, поэтому там не нужно было. Русский зритель может встать и уйти, если ему не нравится, сколько бы он не заплатил за билет», - считает журналист Алла Шендерова. Непростым спектакль стал и для венгерской труппы, которая добиралась до Воронеже практически полдня из-за переноса рейсов. Сложная дорога ударила по здоровью самой возрастной актрисы театра «Протон» Лили Монори. Как позже призналась Дора Буки, Лили теряла сознание до и после выхода на сцену и даже во время действа. Из зала было не понять, что актриса, которая по сценарию умирает на сцене, действительно была на волосок от смерти. «Протон – это небольшая театральная группа, которые, в основном, работают с одними и теми же актерами. Одна из центральных фигур в нашем театре –Лили Монори. Она играла мать Франкейнштейна в самом первом нашем спектакле. Во время одного из показов у нее случился сердечный приступ. Несмотря на это, она доиграла спектакль, но потом никогда больше не выходила на сцену в этой роли, - рассказала Дора Буки. - В связи со состоянием здоровья Лили и тем, как мы добирались до Воронежа, мы даже не знали, выживет она или нет».

Разрушающиеся миры Корнеля Мундруцо. В Воронеже показали «Имитацию жизни»
© АиФ