Вдохновленный Пицундским органом: день памяти Микаэла Таривердиева

Бадрак Авидзба, Sputnik Микаэл Таривердиев — автор музыки к 132 кинофильмам, он написал более 100 песен и романсов, четыре балета, четыре оперы, три концерта для органа, два концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра, а также камерные вокальные циклы, симфонии. Таривердиев и Пицундский орган Наибольшую известность Микаэлу Таривердиеву принесла музыка к кинофильмам: "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы, или с легким паром", "Король-олень". Но после посещения Пицундского храма для него открылась новая страница в его творчестве. Побывав в Пицундском храме, композитор услышал звучание органа в исполнении Людмилы Габрия-Галустян, начинающей тогда свою карьеру музыканта. Случайное впечатление стало началом его нового периода существования в музыке. "Именно тогда, после этого впечатления, он написал свой первый концерт для органа "Кассандра", как будто предчувствуя драматическое развитие событий нашей истории, драматическую судьбу Абхазии, все, что происходило потом. Он всегда писал только то, что слышал внутри себя. Настал такой момент в его жизни, когда он стал слышать музыку внутри себя именно в звучании этого инструмента. С этого начинается поздний этап его творчества", — вспоминала вдова композитора Вера Таривердиева. По ее словам, в Абхазии композитор написал очень много произведений, больше всего — в Сухуме. К примеру, цикл на стихи Владимира Маяковского он пишет в Пицунде в 1959 году. Оригинала автографа нот не сохранилось. Зато чудом уцелела небольшая голубенькая нотная записная книжка с набросками и пометкой "К циклу "Памяти Маяковского". "Удивительно приятно работается на берегу. Чудесно. И все-таки тоскливо мне что-то. Состояние, в общем, не очень новое, но его как-то заново остро чувствуешь. Грустно быть одному. А все-таки любопытно, как примут в Москве этот цикл. Неужели равнодушно. Цикады звенят, странно, никогда не замечал, что они звенят днем. Тяжело, одиноко всем, просто мы легче переносим чужие печали, чем свои, или когда это касается близких". "Ужасно чего-то хочется. Верится, вот пойму, и пройдет. Легко". "Господи, какое изобилие некрасивых женщин! Пустые глаза! Кажется, ткнешь пальцем, и он насквозь пройдет! Вероятно, если на меня посмотреть со стороны, я похож на скучающего сноба. Кислый и самоуверенный. Уже 6.30. Вечер", — писал Таривердиев. Отдых и работа в Абхазии Микаэл Таривердиев с детства бывал в Сухуме. В семидесятые годы он стал ездить в Дом творчества композиторов "Лиле". В то время туда ездили Родион Щедрин и Майя Плисецкая, с которыми его связывала дружба. В книге Таривердиева "Я просто живу" написано немало о его любимом месте — Сухуме, о том, как он проводил время в городе и какую музыку писал. Абхазия стала родным местом не только для самого композитора, но и для его семьи, именно в Сухуме была крещена его супруга Вера.Микаэл и Вера Таривердиевы. Архивное фото. Семья проводила много времени в республике, отдыхая в Пицунде и Сухуме. Вера Таривердиева отмечает, что композитор сочинил большинство своих известных произведений, находясь на отдыхе в республике. Последний взгляд Рано утром 25 июля 1996 года Микаэл Таривердиев в последний раз вышел на балкон дома творчества "Актер" в Сочи и смотрел в сторону Абхазии. "Это был последний взгляд. Последний пейзаж. И это был его выбор. Место, откуда он ушел", — говорит вдова композитора. В 2015 году отмечали 40-летие Пицундского органа, когда среди других произведений исполнили композиции Микаэла Таривердиева, написанные для этого инструмента.

Вдохновленный Пицундским органом: день памяти Микаэла Таривердиева
© Sputnik Абхазия