Патовая ситуация: подаренные ростовскому Кремлю картины оказались подделками
Скандальным финалом завершилась история картин, подаренных ростовскому Кремлю. Окончательная экспертиза подтвердила - пять полотен, которые широким жестом презентовал музею князь Лобанов-Ростовский, действительно, оказались подделками. Причем, не слишком давними. Ситуация патовая: Кремлю фальшивки не нужны, а меценат обижен - его выставили мошенником. Впрочем, похоже, картинам все-таки нашли применение. Дорогостоящие полотна кисти Машкова, Брака и Экстер. Подаренные меценатом князем Лобановым Ростовским музею Ростова Великого и рассорившие лондонского мецената с Министерством культуры - самая натуральная подделка. В одном случае авторы подделки использовали состаренный холст - ровесник художника, но при этом акриловые краски, которыми в начале 20-го века не писали. На картине есть французское клеймо, также поддельное, призванное убедить покупателя в том, что полотно проходило реставрацию в Париже. Аферисты, заметая следы создавали эффект возраста картине. Все это с одной целью – набить цену поддельному Машкову. Автор явно изучал его живопись и старался копировать манеру. Если Машкова выдали акриловые краски, то еще одну картину – натюрморт Брака – титаново-свинцовые белила. Они тоже родом из 60-х 20 века. Живописец ими пользоваться не мог. Учитывая важность и общественный резонанс, экспертиза НИИ реставрации была внеплановой и экстренной. Однако все эти выводы только подлили масла в огонь скандала между меценатом и дарителем картин князем Лобановым Ростовским и отечественным Минкультом. Министерство подчеркивает – оно уведомило князя о том, что он передал в Ростов подделки конфиденциально. Князь сам затеял скандал, придав огласке эту историю. Князь же уверяет, что ни сном ни духом не ведал о подделках. Покупал картины как подлинники и по цене подлинников. И глубоко оскорблен попытками представить мошенником его – известнейшего популяризатора русского искусства и дорожащего своей репутацией знатока русской культуры. Полотна, оказавшиеся подделкой – только часть дара. Причем, ничтожно малая и далеко не самая раритетная. В надежде устроить в Ростове Великом музей предков ростовких княжичей меценат передал негостеприимной родине 15 тысяч предметов хранения.