Фотомаэстро из глубинки. Кто снимал главных кинозвезд Советского Союза?

Николай Гнисюк, или Микола, как он сам себя называл, 25 лет был главным фотографом журнала «Советский экран». Сделал 400 снимков для обложки издания. Работал и дружил со многими актерами и режиссерами отечественного и мирового кинематографа. Явился одним из основоположников российского стрит-фото – искусства уличных зарисовок. В 1987-м он стал единственным фотохудожником, приглашенным Американской киноакадемией на церемонию «Оскар» в честь 80-летия награды. В 90-е годы его имя вошло в список «Сто лучших фотографов мира». Природное чутье Ретроспектива объединила несколько жанров – портреты, уличное фото и деревенские сценки, особенно близкие сердцу Гнисюка. Среди его моделей были София Лорен, Жан-Люк Годар, Акира Куросава, Андрей Миронов, Лариса Шепитько, Георгий Данелия, Джина Лоллобриджида, Тонино Гуэрра. Тем удивительней представляется тот факт, что мастер был уроженцем глухого украинского села, а в памяти современников он остался простым, открытым и непосредственным человеком, который никогда не делил людей по ранжиру, не выделял среди них звезд и сам не зазвездился. «Родился Николай Владимирович в 1944 году в обычной крестьянской семье, – рассказывает куратор выставки Игорь Лебедев. – Первый фотоаппарат увидел на уроке физики – заинтересовался. В 60-е годы к ним в село приехал в гости полковник из Риги, и мать вместе с военным отправила 14-летнего Колю в Латвию – учиться на столяра. На экзамены он опоздал, и поступил в Рижское музыкальное училище. Пять лет играл на трубе в военно-духовом оркестре, какое-то время даже с молодым Раймондом Паулсом. Потом подвело здоровье – выступать запретили. Он устраивается проявщиком пленки на Рижскую киностудию и начинает фотографировать». Первым заметил талантливого юношу известный латышский фотограф Гунар Бинде, который отметил у Николая прирожденное художественное чутье – умение поймать момент, раскрыть образ. В 1967-м Гнисюк переехал в Москву, где откликнулся на вакантную должность в «Советский экран», и стал штатным фотографом журнала, а со временем главным кинорепортером страны. К нему тянулись В столице Гнисюк какое-то время исследовал огромный и незнакомый город, знакомился с ним, ощупывал с помощью своей камеры. Некоторые из этих снимков представлены на выставке – «Ожидание», «Тяжелая ноша», «Цыганка», «Увольнительная», «Купание», «Дождливый день». Скоро он уже присутствовал на всевозможных съемочных площадках. Со многими из своих моделей – актерами, режиссерами – дружил. По воспоминаниям, он был настолько открытым и обаятельным человеком, что люди сами к нему тянулись. «Например, для общения с иностранцами ему было достаточно двух-трех слов, чтобы найти общий язык, – говорит Игорь Лебедев. – Известен случай, когда во время приезда в СССР Марчелло Мастроянни, Гнисюк щелкнул его несколько раз, на что итальянец недовольно сказал, что не любит этого и запрещает ему. «Я не стремлюсь поймать вас на чем-то», – ответил фотограф, и на следующий день передал ему фото. Мастроянни признал: «Был не прав. А фото – настоящие! Спасибо... » Среди работ, которые можно увидеть на выставке, – портрет Витаутаса Жалакявичюса (автора фильма «Никто не хотел умирать») и актрисы Елены Сафоновой в самый последний день съемок картины «Момент истины» по повести Владимира Богомолова. Отснятый материал не понравился писателю: «Искажается смысл первоисточника». Пленку – результат долгой работы – уничтожили. Единственный осколок, который сохранился, – фото Николая Гнисюка. Снимки его, по словам сотрудников «Росфото», отличают в первую очередь психологичность, глубина, где-то ирония. Каждый портрет запоминается, его ни с чем не спутаешь. Работать он стремился в черно-белом цвете, чтобы не было отвлекающих моментов, штрихов, чтобы передать самое главное. Ушел из жизни Николай Гнисюк ровно 10 лет назад. Выставка его представлена в Петербурге впервые. Всего отобрано 100 работ. Посетить ее можно до 3 сентября. Кстати В честь 15-летия «Росфото» в музее также открылась выставка «Открытая коллекция», в рамках которой представлено 100 фотографий 90 авторов начиная от середины XIX века до наших дней – самые интересные образцы из собрания коллекции. Среди фотохудожников начальной эпохи: К. Булла, братья Алинари, Ф. Беато, С. Левицкий, С. Лобовиков. XX век и наше время – это А. Родченко, Е. Юфит, М. Боне, В. Ильина, С. Свешникова, И. Мухин, Й. Киппе.

Фотомаэстро из глубинки. Кто снимал главных кинозвезд Советского Союза?
© АиФ Санкт-Петербург