Ещё

Фотомаэстро из глубинки. Кто снимал главных кинозвезд Советского Союза? 

Фото: АиФ Санкт-Петербург
Николай Гнисюк, или Микола, как он сам себя называл, 25 лет был главным фотографом журнала «Советский экран». Сделал 400 снимков для обложки издания. Работал и дружил со многими актерами и режиссерами отечественного и мирового кинематографа. Явился одним из основоположников российского стрит-фото — искусства уличных зарисовок. В 1987-м он стал единственным фотохудожником, приглашенным Американской киноакадемией на церемонию «Оскар» в честь 80-летия награды. В 90-е годы его имя вошло в список «Сто лучших фотографов мира».
Природное чутье
Ретроспектива объединила несколько жанров — портреты, уличное фото и деревенские сценки, особенно близкие сердцу Гнисюка. Среди его моделей были София Лорен, Жан-Люк Годар, Акира Куросава, Андрей Миронов, Лариса Шепитько, Георгий Данелия, Джина Лоллобриджида, Тонино Гуэрра. Тем удивительней представляется тот факт, что мастер был уроженцем глухого украинского села, а в памяти современников он остался простым, открытым и непосредственным человеком, который никогда не делил людей по ранжиру, не выделял среди них звезд и сам не зазвездился.
«Родился Николай Владимирович в 1944 году в обычной крестьянской семье, — рассказывает куратор выставки Игорь Лебедев. — Первый фотоаппарат увидел на уроке физики — заинтересовался. В 60-е годы к ним в село приехал в гости полковник из Риги, и мать вместе с военным отправила 14-летнего Колю в Латвию — учиться на столяра. На экзамены он опоздал, и поступил в Рижское музыкальное училище. Пять лет играл на трубе в военно-духовом оркестре, какое-то время даже с молодым Раймондом Паулсом. Потом подвело здоровье — выступать запретили. Он устраивается проявщиком пленки на Рижскую киностудию и начинает фотографировать».
Первым заметил талантливого юношу известный латышский фотограф Гунар Бинде, который отметил у Николая прирожденное художественное чутье — умение поймать момент, раскрыть образ. В 1967-м Гнисюк переехал в Москву, где откликнулся на вакантную должность в «Советский экран», и стал штатным фотографом журнала, а со временем главным кинорепортером страны.
К нему тянулись
В столице Гнисюк какое-то время исследовал огромный и незнакомый город, знакомился с ним, ощупывал с помощью своей камеры. Некоторые из этих снимков представлены на выставке — «Ожидание», «Тяжелая ноша», «Цыганка», «Увольнительная», «Купание», «Дождливый день».
Скоро он уже присутствовал на всевозможных съемочных площадках. Со многими из своих моделей — актерами, режиссерами — дружил. По воспоминаниям, он был настолько открытым и обаятельным человеком, что люди сами к нему тянулись.
«Например, для общения с иностранцами ему было достаточно двух-трех слов, чтобы найти общий язык, — говорит Игорь Лебедев. — Известен случай, когда во время приезда в СССР Марчелло Мастроянни, Гнисюк щелкнул его несколько раз, на что итальянец недовольно сказал, что не любит этого и запрещает ему. «Я не стремлюсь поймать вас на чем-то», — ответил фотограф, и на следующий день передал ему фото. Мастроянни признал: «Был не прав. А фото — настоящие! Спасибо… »
Среди работ, которые можно увидеть на выставке, — портрет Витаутаса Жалакявичюса (автора фильма «Никто не хотел умирать») и актрисы Елены Сафоновой в самый последний день съемок картины «Момент истины» по повести Владимира Богомолова. Отснятый материал не понравился писателю: «Искажается смысл первоисточника». Пленку — результат долгой работы — уничтожили. Единственный осколок, который сохранился, — фото Николая Гнисюка.
Снимки его, по словам сотрудников «Росфото», отличают в первую очередь психологичность, глубина, где-то ирония. Каждый портрет запоминается, его ни с чем не спутаешь. Работать он стремился в черно-белом цвете, чтобы не было отвлекающих моментов, штрихов, чтобы передать самое главное.
Ушел из жизни Николай Гнисюк ровно 10 лет назад. Выставка его представлена в Петербурге впервые. Всего отобрано 100 работ. Посетить ее можно до 3 сентября.
Кстати
В честь 15-летия «Росфото» в музее также открылась выставка «Открытая коллекция», в рамках которой представлено 100 фотографий 90 авторов начиная от середины XIX века до наших дней — самые интересные образцы из собрания коллекции. Среди фотохудожников начальной эпохи: К. Булла, братья Алинари, Ф. Беато, С. Левицкий, С. Лобовиков. XX век и наше время — это А. Родченко, Е. Юфит, М. Боне, В. Ильина, С. Свешникова, И. Мухин, Й. Киппе.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео