Ещё

На Мальте показали мировую премьеру балета о петербургских холодах 

На Мальте показали мировую премьеру балета о петербургских холодах
Фото: Ведомости
Время и место действия — январь 1740 г., Санкт-Петербург. Сюжет балета взят из российской истории — императрица Анна Иоанновна решила поженить своих Шута и Шутиху, а после свадьбы отправила их на ночь в Ледяной дом. Не только стены дворца, но и все предметы интерьера были сотворены изо льда; на улице было минус 40; облагодетельствованные тем не менее выжили. Им это удалось потому, что женщина сумела подкупить солдата-охранника, сняв с шеи жемчужное ожерелье, и получила полушубок, в который бедолаги и завернулись в ночи. Шут был из разжалованных императрицей аристократов (его наказали за тайный переход в католичество), Шутиха была горбуньей из крестьян, обоим было около пятидесяти. То есть в истории этот сюжет, во-первых, про то, что крестьянская женщина смогла спасти обоих (аристократ бы так и умер), а во-вторых — про то, что вовремя припасенное ожерелье во все времена в России способно скорректировать волю жестокой власти. Ничего от романтики, никаких любовей. Понятно, что, взяв эту историю для балета, постановщики многое в ней поменяли.
Прежде всего — название. Не «Ледяной дом» (знакомый нам по роману Лажечникова), но «Хрустальный дворец». Режиссеру и хореографу (москвичам, приглашенным на постановку Европейским фондом поддержки культуры и Средиземноморским конференц-центром в Валлетте, это совместный российско-мальтийский проект) показалось важным обозначить горькую иронию в этой истории. «Ледяной дом» — это сразу пугает; «Хрустальный дворец» говорит о красоте фантастической (судя по отзывам современников) постройки, ну а то, что в этой красоте не выжить, — когда это кого пугало из правителей на Руси? Конечно, поменялись герои — Шут и Шутиха теперь молоды и хороши собой (в главных ролях самая обаятельная семейная пара российского балета — премьер Михайловского театра , регулярно танцующий и в Большом, и солистка Большого ). И этим героям постановщики не дали никакого шанса на выживание — никаких сделок с солдатом, никто им не помогает.
«Хрустальный дворец», поставленный в честь 50-летия установления дипломатических отношений России и Мальты, собрал артистов из двух стран. Музыку специально написал Алексей Шор, композитор — резидент Мальтийского филармонического оркестра. Постановщики и исполнители главных ролей — наши (кроме влюбленных в балете есть еще Фея Хрустального дворца — прима Большого , Анну Иоанновну играет драматическая актриса , а Оперную диву — натуральная оперная дива Большого ), Мальта предоставила замечательный Мальтийский филармонический оркестр (за пульт которого встал ), трогательный детский хор Stagecoach Malta и учеников местной балетной школы Brigitte Gauci Borda, работавших на сцене со всей серьезностью. Столь разнообразный состав участников (и опера, и драма) понадобился потому, что авторы решили обратиться к традициям спектаклей XVIII в., когда все жанры еще существовали рядом.
И спектакль, интонационно разделенный на две части (первая — праздничная, со счастливыми дуэтами влюбленных героев и дивертисментом в честь императрицы, и вторая — печальная, где герои уже в Хрустальном дворце и понемногу замерзают, хотя не сразу понимают это), предъявил нам историю во всем простодушии и всей радости XVIII в. Того века, где монарх — что бы ни вытворял — был велик и прекрасен (и Анна Иоанновна декламирует свои указы об учреждении кадетского корпуса и — заодно — первой балетной школы в России), где поднятая над сценой и держащаяся прямо за солнечный диск певица отважно исполняла оду государыне, а танцы были полны сентиментальных жестов. Конечно, постановщики выходят за ими самими обозначенные рамки — было бы странно не дать виртуозу Ивану Васильеву продемонстрировать удаль в прыжках, появившихся уже в ХХ в., или не позволить балерине исполнить любимые всеми зрителями фуэте. Самоирония тоже принадлежит к достоинствам не XVIII в. (продиктовав указы, императрица радостно восклицает «Чудесно! Я молодец!») — но радует современную публику. Которая будет не только мальтийской. После премьеры в Валлетте спектакль, вышедший под патронатом президента Мальты Мари-Луиз Колейро Преки и получивший теплое приветствие спецпредставителя президента России , будет показан и в других странах.
Валетта
Видео дня. Пожар уничтожил Дворец Куриного короля
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео