Гости дорогие: зачем бизнесмены вкладывают миллионы в молодых художников

«Аленушка» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, врубелевская «Тамара» — все эти женские образы написаны с Веры Мамонтовой. Живописная популярность Веры объясняется просто: и Виктор Васнецов, и Валентин Серов, и Михаил Врубель подолгу жили и работали в Абрамцеве, на даче Саввы Мамонтова. Шуструю дочь хозяина, Веру Мамонтову, художники портретировали так часто, что прозвали ее Абрамцевской Венерой. Каникулы художников в гостях у меценатов — важная часть системы поддержки искусства. Со времен Мамонтова механизм не изменился, только дачи стали арт-резиденциями, общества и кружки — фондами. Художников по-прежнему приглашают на вакации их благодетели, будь то меценаты, частные фонды или глобальные корпорации. Swatch Group зовет в отель в Шанхае, Davidoff — на Гавайи, сопрезидент Chopard Карл Фридрих Шойфеле — в гостевой дом во Флерье, фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина предлагает художникам мастерские в центре Москвы. Условия у всех меценатов разные, но ехать стоит. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина «У нас ничтожно мало художественных сообществ, художников для страны с 140-миллионным населением. Быть художником в России трудно, это ясно всякому, кто хоть немного в теме. Художникам нужно помогать», — объясняет свою мотивацию основатель фонда Владимир Смирнов. В этот круг Владимир Смирнов вошел в 2007 году, когда начал покупать российское современное искусство. «Меня учили Володя Овчаренко и Пьер Броше, они последовательные и правильные коллекционеры», — рассказывает Смирнов. В 2008 году бывший топ-менеджер «Новатэка» Владимир Смирнов с Константином Сорокиным создал фонд, в задачу которого входит поддержка художников и продвижение современного искусства. Через три года открылись первые мастерские в Москве, на шоссе Энтузиастов, а в 2014 году появились и арт-резиденции, где есть возможность не только работать, но и жить. Среди тех, кому фонд помогал в разное время, — Валерий Чтак, Давид Тер-Оганьян, Света Шуваева, Алиса Йоффе, Александра Галкина, Миша Most, группировка ЗИП, Роман Минаев. Весной 2017 года мастерские переехали в центр Москвы. Бюджет фонда Смирнова и Сорокина — 12 млн рублей в год На улице Правды нет пропускной системы, абсолютная свобода: работай и днем и ночью. Но у этой свободы жесткие правила: фонд предоставляет мастерские, проживание и все необходимое для работы. За это время должен быть создан проект, который потом три-семь дней показывают на выставке. Такими темпами в фонде уже прошло 15 программ арт-резиденций и итоговых выставок. Новое пространство на Белорусской выпало обживать Роману Минаеву и французским художникам Пабло Томеку и Кену Сорте, первым иностранцам-резидентам. Отбор заявок на участие ведет арт-директор фонда и куратор Владимир Логутов. «Когда художник появляется в резиденции, мне присылают отчеты о его работе, — рассказывает Владимир Смирнов. — На этом мое участие заканчивается. Конечно, может случиться и такое, что я порекомендую кого-нибудь к участию. Но не факт, что его возьмут. Арт-резиденции — не моя забава, это инструмент поддержки художников, системное явление». На вопрос о личных пристрастиях и соблазнах пополнять коллекцию работами подшефных художников Смирнов реагирует резко: «Мы не просим ничего дарить, своих вкусов не навязываем. Если работа нравится, могу ее купить. Поймите, поддерживать художника нужно не только покупкой его работ». Бюджет фонда — 12 млн рублей, включая аренду мастерских, офиса, зарплату сотрудников, из них 2,5–3 млн идут на арт-резиденции. «Мы не фандрайзинг, мы отвечаем за себя сами», — объясняет Смирнов. С момента развития арт-резиденций его личная коллекция пополняется медленнее, чем в первые годы увлечения современным искусством. «Раньше тратил на покупку работ больше. Но я несерьезный коллекционер, любитель: работы в основном на складах, дома не хватает места, современным искусством я окружен только в офисе». Смирнов говорит, что высшая награда для него как мецената — положительные эмоции. «Приятно видеть, как вокруг мастерских формируется стойкое сообщество, приятно общаться с молодыми художниками». Гостевой дом Карла Фридриха Шойфеле Chopard Forum Сопрезидент ювелирно-часового дома Chopard Карл Фридрих Шойфеле — увлеченный человек, живущий на широкую ногу. Он коллекционирует ретроавтомобили (говорят, истинные масштабы собрания неизвестны даже жене), антикварные часы и делает свое вино. Последние годы Карл Фридрих увлекся искусством. Дебютировав покупкой гравюр Дюрера, он расширил свой диапазон до Дэмиена Херста. Огромный череп The Scalp III пришлось в итоге убрать с глаз долой — уж слишком назойливо шутили домочадцы, но конфуз не остудил его пыл. В собрании Шойфеле — Герхард Рихтер, Роберт Лонго, Томас Хиршхорн. Коллекционеру нравится разговаривать с художниками. Он успел подружиться со скульптором Жан-Мишелем Фоллоном в последние годы его жизни. «Это огромная привилегия коллекционера — иметь возможность обмениваться мнениями с художником», — уверен Карл Фридрих. В 2004 году Шойфеле купил во Флерье, неподалеку от своей мануфактуры старинный особняк, архитектурный памятник 1773 года, и превратил его в личный камерный арт-центр. Гостевой дом Chopard Forum устроен с тем же размахом, как, например, театр графа Шереметева в Останкине. Работы по переустройству дома вели архитектурные бюро из Невшателя и Цюриха. Переоборудование заняло пять лет. В этом доме Карл Фридрих Шойфеле с женой принимают самых дорогих гостей — с­овременных художников. Арт-резиденции в море, на железной дороге и в интернете Глобальные корпорации тоже стремятся поддерживать художников. ZIM Integrated Shipping Services, занимающаяся морскими перевозками, приглашает художников в так называемую контейнерную резиденцию (Container Artist Residency) на своих судах. А американский железнодорожный гигант Amtrak предлагает поэтам и писателям сочинять во время поездки в поезде. Google, Adobe, Autodesk зовут художников в гости с условием, что они будут использовать их инструменты и технологии. BMW более 10 лет поддерживает международную резиденцию для художников в Лейпциге (Leipzig International Artist Program), в которой за это время приняли участие более 150 авторов из 40 стран. Молодые художники живут и работают в студиях в арт-центре Шпиннерай на территории бывшей хлопковой фабрики 1884 года постройки. В рамках еще одной резиденции — MINI / Goethe-Institut Curatorial Residencies Ludlow 38 — немецкий концерн дает годовой грант молодому куратору из Германии, а программа BMW Art Journey отправляет художников путешествовать. Арт-резиденция сигарного бренда Davidoff устроена так: пять молодых художников из региона Карибского бассейна (там, где сосредоточено производство Davidoff) отправляются работать в мастерские по всему миру. Среди возможных направлений: культурный центр Künstlerhaus Bethanien в Берлине, FLORA ars+natura в Боготе, Residency Unlimited в Нью-Йорке и Red Gate Gallery в Пекине. Европейцы с ответными гастролями едут в Доминикану. С 2011 года арт-­резиденцию организовал часовой бренд Swatch. Художники 3–6 месяцев живут и работают в историческом отеле Шанхая — Swatch Art Peace Hotel. Что-то из созданного в мастерских отель отбирает в свою коллекцию, где уже более 200 работ. Swatch четыре раза был партнером Венецианской биеннале и дважды показывал спецпроект на выставке.

Гости дорогие: зачем бизнесмены вкладывают миллионы в молодых художников
© Forbes.ru