Русского архитектора не пустили на порог

Выставка в парижском пригороде Пуасси называется «Мельников/Ле Корбюзье: встреча на вилле Савой». Ее подготовил Московский музей архитектуры, а показывает музей французский: вилла Савой, работа Ле Корбюзье,— одно из самых знаменитых произведений архитектуры ХХ века. Вилла Савой (Villa Savoye, 1928–1931), а точнее — Савуа, принимает 30 тыс. человек в год. Архитекторы, художники, журналисты и просто туристы со всего мира едут в пригород Парижа, как будто здесь расположен по меньшей мере Афинский акрополь. Застав на вилле выставку «Мельников/Ле Корбюзье: встреча на вилле Савой», они в голос жалуются: рассказанная история не стоит испорченного вида на памятник. Обещанной встречи Мельникова с Ле Корбюзье на вилле не получилось. Вся выставка — с десяток стендов, установленных перед фасадом виллы, на которых размещены фотографии и короткие рассказы о русском архитекторе. Странный ликбез на металлических щитах на лужайке. И это тем более обидно, что исследовать французские связи Константина Мельникова было бы очень интересно. В Париже о нем узнали после выставки декоративных и промышленных искусств 1925 года. «Я, Родченко, Маяковский поехали в Париж показывать впервые появившееся Сказочное царство,— писал Мельников.— Денег на постройку я привез пятнадцать тысяч рублей — вышел киоск не киоск, а задору…» После успеха на парижской выставке Мельников пытался получить заказы в Европе. Проекты парижских гаражей — интереснейшая история, о которой ни в России, ни во Франции толком не знают. Но выставка не может сказать про это ничего нового — лишь хрестоматийные фото, которые украшают все книги о Мельникове. Нет здесь и фотографий встреч с Ле Корбюзье — ни во Франции, ни в Москве, где швейцарец бывал. Вилла Савой давно пуста, там нет ни экспонатов, ни мебели. И наверняка тому, что не удалось сделать внутри, а не за дверью, реальную выставку об одном из главных архитекторов русского авангарда, найдется тысяча объяснений, но мне кажется, с такими вводными не стоило и браться. Остается ждать ответную выставку. Если вы увидите на арбатском заборе плохого качества фотографии виллы Савой, знайте — перед вами плоды международного сотрудничества. Алексей Тарханов, Париж

Русского архитектора не пустили на порог
© Коммерсант